Оброблено суден: 22

Про морські кластери, конкуренцію і спеціалізацію портів

В конце мая в Одесском порту состоялся семинар — «круглый стол» по проблеме кластеризации морских портов «Взаимодействие бизнеса, власти, науки и образования в рамках морского кластера». Организаторы — Институт последипломного образования специалистов морского и речного транспорта (ИПО МРТ) и ГП «ОМТП». Среди участников представители городских властей, АО «Пласке», ОНМУ, Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, порта Южный.

Во вступительном слове ректор ИПО МРТ Сергей Горб отметил, что реализация Закона «О морских портах Украины» и «Стратегии развития морских портов Украины» требуют поиска и внедрения в хозяйственную деятельность предприятий и организаций отрасли новых форм объединения — науки, портов и местных властей, т. е. кластеров. Понятие морской кластер означает группу предприятий и фирм, научно-исследовательских институтов и обучающих организаций (университетов, специализированных школ и т. д.), пользующихся поддержкой национальных или местных властных структур, которые сотрудничают с целью внедрения технических новшеств для улучшения деятельности морской отрасли. В Голландии, Норвегии, Италии морские кластеры представляют собой объединения, представленные различными видами деятельности — судостроение и судоремонт, эксплуатация портов, мореплавание, морской туризм, офшорные предприятия и т. п.

КЛАСТЕР НА БАЗЕ ОДЕССКОГО ПОРТА: ДЕ- ЮРЕ И ДЕ-ФАКТО.

С 2010 г. Одесский порт активно участвует в продвижении проекта кластеризации Одесского транспортного узла. Рабочая группа, состоявшая из представителей предприятия, областного совета и ученой среды, разработала ряд документов, необходимых для создания и функционирования кластера — Манифест транспортного кластера, «Положение о транспортном кластере на базе ГП «ОМТП» и др. Областной совет решением от 18 февраля 2011 г. одобрил внедрение кластерной модели развития транспортной инфраструктуры Одесской области. Это был первый кластерный проект в Украине, созданный на базе одного из самых больших, многофункциональных предприятий отрасли, наиболее готового с точки зрения организации работы к реализации кластерной модели. В кластер, кроме порта, вошли несколько судоходных линий, железная дорога.

Однако на деле принятые документы носят сугубо декларативный характер: они никоим образом не отразились на работе кластера, который функционировал и до их подписания. Среди причин – неопределенность нормативно-правовых отношений, отсутствие научно-правовой базы, оторванность науки от бизнеса и власти. Вновь созданная структура- АМПУ- должна построить мост, чтобы соединить эти три составляющие кластера воедино.

- В Европе уже много лет кластеры эффективно работают — отметил в своем выступлении начальник службы логистики и коммерческой работы Одесского порта Вячеслав Вороной.— Они являются источником полной и объективной информации о рынках. Кластер позволяет оперативно выявлять существующие проблемы, анализировать целый пласт экономики региона и отрасли. К примеру, идея создания в европейских портах логистических центров возникла после оценки холостых пробегов грузового автотранспорта, а проект электронного «единого окна» получил путевку в жизнь после того, как подсчитали, что в цепи поставок участвует 850 документов. Сегодня в Украине не существует единого источника информации, следствием чего является хаотичное и неуправляемое развитие транспорта и его направлений в нашей стране.

Как известно, кто владеет информацией, владеет миром. Сегодня, по словам В. Вороного, в Украине нет единого реестра всех перевалочных мощностей портов, вне их территорий, единой полной и достоверной информации о количестве экспедиторских и агентских фирм, перевозчиков, их экономической деятельности, людей, которые трудятся в сфере перевалки, логистики, дистрибуции, сколько и какие грузы куда направляются и т. д. «Для того, чтобы «Стратегия развития морских портов» не превратилась в очередной декларативный и бесполезный документ, необходимо, чтобы эксперты собрали и обработали данную информацию. На это потребуется не менее 2-х лет. Поэтому нужно провести полную инвентаризацию всех отечественных портовых мощностей, создать полноценные портовые кластеры, единую информационную систему, выявить зоны тяготения грузов, пересечения транспортных потоков, рассчитать коэффициенты эффективности грузов, пересечения транспортных потоков, использования механизмов и т. д.»- подытожил В. Вороной.

ЕДИНОЕ ОКНО-ЛОКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ – ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ.

Помочь в создании единой информационной системы в Украине может проект «Единое окно-локальное решение», целью которого является создание «Единого информационного портового сообщества» (ЕИПС). Этот проект разработан специалистами компании ППЛ 33–35 и Одесского порта и функционирует с 8 октября 2012 г. По словам презентовавшего его коммерческого директора компании Андрея Шевчука, благодаря разработанной системе удалось упростить процедуру оформления грузов, и в дальнейшем полностью заменить существовавший в портовой отрасли документооборот на бумажных носителях электронным. «Для всех очевидны недостатки бумажного документооборота: влияние человеческого фактора, предпосылки для коррупции и т. д. Нынешнее развитие информационных технологий позволяет перейти на качественно новый уровень обслуживания грузопотоков, повысить имидж государства на международной арене. И, как результат, привлечь новые грузопотоки».

Система ЕИС – не нова, она существует во многих европейских портах — Марселе, Антверпене, Роттердаме, Клайпеде. Смысл ее в том, чтобы интегрировать всех участников транспортного и грузового процесса в единое информационное пространство с возможностью предоставления доступа к информации, используемой в рамках технологических процессов с применением средств технической защиты государственного образца. В ЕИПС будут входить представители порта, экспедиторских и агентских фирм, стивидорных компаний, таможни, других контролирующих органов. С помощью ЕИПС удалось оптимизировать процесс информационных потоков. Каждый, кому это необходимо, будет иметь доступ к необходимой информации.

- Цель системы – минимизация бумажного документооборота при выполнении операций в порту, сокращение времени, сбор оперативной, корректной легитимной информации. Реализация проекта началась в 2012 г. 22 мая прошлого года между ГТСУ и Одесским портом было подписано соглашение о внедрении первого этапа ЕИПС. Одесский порт был выбран неслучайно: являясь лидером отрасли, предприятие на протяжении многих лет внедряет у себя многие инновационные решения. Первый этап включает в себя весь процесс — от прибытия импортного контейнера в порт до вывоза его с территории предприятия в адрес конечного получателя. Единственное, чего здесь нет — это анализа таможенных рисков, которые согласно действующему законодательству выполняются непосредственно в системе Государственной таможенной службе Украины,- прокомментировал А. Шевчук.

Со 2 апреля с.г. система была внедрена в параллельном режиме, т. е. действует электронный и бумажный варианты нарядов. Если до недавнего времени электронный наряд действовал в режиме визировки и оформления грузовых документов, то с 20 мая подключен этап разрешения на выезд с территории порта. В завершающей стадии находятся подключение контролирующих органов, тестирование обмена информацией со стивидорными компаниями, заключены договора с линейными агентами о предоставлении предварительной информации и в тестовом режиме начат обмен данными с ними. «В ближайшее время будет полностью реализована цепочка оформления груженых контейнеров, начиная от момента получения предварительной информации, до прибытия контейнеров в порт, далее их выгрузка на территорию склада, создание электронного наряда для вывоза данного контейнера, визировка этих нарядов контролирующими органами, и, заканчивая разрешением на вывоз контейнера из пункта пропуска в адрес конечного получателя. С 8 октября 2012 г. до 20-х чисел мая в электронном виде было оформлено более 22 тыс. контейнеров»- резюмировал А. Шевчук.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОРТОВ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ?

Сегодня широко обсуждается проект «Стратегии развития морских портов Украины» на последующие 25 лет. В соответствии с этим была предложена карта специализации портов, т. е. выделение трех типов стратегического развития портов: эффективная обработка грузов, гармоничный рост и создание кластеров. По словам доцента ОГНУ Натальи Гребенник, предполагается создание четырех кластеров: зерно, масло — в районе Николаева, химия – порт Южный, контейнеры, зерно — Одесский порт.

Развивая эту мысль, добавим, что специализация портов и формируемые вокруг них кластеры является одним из инструментов борьбы с междупортовой конкуренцией. Конкурировать можно с зарубежными портами, а со своими нельзя. Именно этот посыл и вызвал живую дискуссию участников «круглого стола».

- Специализация, о которой идет речь в Стратегии,— отметила Н. Гребенник,— подразумевает не устранение конкуренции вообще, а устранение излишней (?) конкуренции между портами. У нас масса конкурентов в других портах Черного моря. Почему отечественные порты должны конкурировать между собой? Здравая мысль Стратегии состоит в том, что необходима единая комплексная программа развития портового хозяйства Украины. Невозможно, чтобы каждый порт самостоятельно решал, какие терминалы строить. Давайте исключим излишнюю конкуренцию. Естественно, порты и кластеры будут конкурировать между собой, но при этом у них есть единые общие задачи.

Закономерен вопрос: а кто будет определять «излишняя» это конкуренция или нет? Как отметил главный редактор журнала «Порты Украины» Константин Ильницкий, Украина строит рыночную экономику, но одновременно приходит к ручным методам управления экономикой. «Инвестор, который захочет построить какой-то терминал, не укладывающийся в рамки утвержденной специализации, должен будет получить дополнительные разрешения. Наши инвесторы, вкладывающие средства в развитие портовой инфраструктуры, и без того жалуются на бюрократические барьеры, которые им приходится преодолевать, чтобы получить разрешение на строительство. А нам предлагают под видом прогрессивного шага еще один бюрократический барьер»- читает К. Ильницкий.

Кстати сказать, во время дискуссии «Портовая реформа: взгляд инвесторов и игроков рынка. Чего ожидать?», которая проходила в отеле «Моцарт» 24 мая, тоже поднимался вопрос о специализации портов, как инструменте борьбы с конкуренцией между ними. По мнению некоторых участников дискуссии, устранение конкуренции на руку тем крупным компаниям, которые владеют определенными грузопотоками и не хотят делить ни с кем свои доходы. Кроме того, устранение конкуренции, о котором ничего не сказано в Законе «О морских портах Украины», является прямым нарушением принципа хозяйственной свободы предприятий, а также Закона «О защите экономической конкуренции».

Что подразумевает под «излишней конкуренцией» Н. Гребенник? И тут же отвечает: «Единовременное строительство контейнерных терминалов по всему побережью Черного моря». На что советник президента компании «Пласке» Василий Зубков возразил, что «большинство контейнерных терминалов закладывались в период (2005–2007 гг.), когда на протяжении шести лет контейнерный рынок в Украине развивался такими высокими темпами (30–35 проц. ежегодный прирост), как нигде в мире. Кто мог прогнозировать кризис 2008 г.?».

Более 10 лет в Украине функционируют кластеры при отсутствии правовой базы. Однако, по мнению Н. Гребенник, нормативно-правовое регулирование не всегда идет на пользу делу. Более того, оно может мешать развитию кластеров. Например, в результате государственного регулирования государственно-частного партнерства невозможно реализовать многие инвестиционные проекты с привлечением частного бизнеса. «Говоря о формировании законодательной базы, я, прежде всего, имею ввиду поддержку региональных властей инициатив бизнеса или предприятий».

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ

Дискуссия о том, существует ли кластер Одесского региона или его нужно создавать, необходима или нет законодательная база, стратегия развития кластера и вообще, определение самого понятия «кластер», каковы преимущества этого объединения оказалась очень полезной. Итоговым документом семинара- «круглого стола» стали рекомендации по созданию новых и функционированию имеющихся кластеров. В том числе: сформировать рабочую (инициативную) группу из числа сотрудников ГП «Администрация морских портов Украины», предприятий портового сообщества с участием представителей региональных властей, научных и образовательных организаций отрасли для разработки организационно–методического обеспечения механизма создания морского кластера. На основе изучения международного опыта функционирования морских кластеров и с учетом нормативной базы Украины выбрать и экономически обосновать организационно–экономическую форму кластерного объединения. Предложено провести мониторинг потребностей предприятий портового сообщества с целью выявления стимулов для участников во взаимодействии в системе «бизнес – власть – наука – образование». Разработать правила вхождения, а также механизм привлечения участников кластера, порядок и условия их работы.

Решено обратиться к ГП «Администрация морских портов Украины» с предложением взять на себя функции по созданию и координации работы кластера с привлечением представителей научной среды.

Реализация кластерной концепции будет способствовать усилению межфирменных потоков идей и информации, обеспечению соответствия стратегий развития отдельных предприятий общей стратегии развития приморского региона и портового хозяйства Украины, повышению квалификации работников предприятий отрасли, активизации инновационной деятельности в отрасли и мн.др.

Квинтэссенцией заседания можно считать слова, сказанные В. Вороным после его завершения: «Мы сделаем все для того, чтобы довести создание кластера на базе нашего предприятия до конца. В Одесском порту – лидере отрасли будет образцовый кластер. В этом я уверен».

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n