Оброблено суден: 22

ПОРТИ РОЗВИВАЮТЬСЯ ЗА РАХУНОК ДЕРЖАВНО-ПРИВАТНОГО ПАРТНЕРСТВА

22 октября т.г. в Одесском порту состоялась торжественная церемония открытия первой очереди зерноперегрузочного комплекса на Андросовском молу. По случаю знаменательного события на технологической площадке стафировоочного узла комплекса состоялся митинг с участием портовиков, представителей бизнеса, дипломатов, журналистов. С приветственными словами к собравшимся обратились Вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул, зам. министра инфраструктуры Дмитрий Демидович, председатель ГП «АМПУ» Юрий Васьков, глава Одесской областной государственной администрации Эдуард Матвийчук, гендиректор компании-инвестора ООО «Бруклин-Киев» Юрий Губанков.

КОМПЛЕКС ОТВЕЧАЕТ ДУХУ РЕФОРМЫ.

Официальный старт началу строительства терминала был дан 10 апреля 2012 г. В этот день по традиции в основание первой сваи были заложены монеты «на удачу». По словам Юрия Губанкова, «монетки оказались счастливыми – к сегодняшнему дню на них уже установлены 11 емкостей-силосов на 72,4 тыс. т единовременного хранения». «А если говорить серьезно,— продолжил Ю. Губанков,— то главным условием, определившим успех строительства, было и остается сознание нашей общей цели — развивать портовые мощности, укреплять имидж страны на мировом рынке»…

Пропускная способность зерноперегрузочного комплекса после окончательного ввода в эксплуатацию составит 4 млн. тон зерна в год. Суммарная емкость 33 силосов позволит вмещать 241 тыс. т на единовременное хранение, а к причалу  1-«з» длиной 254 м и глубиной у кордона 13,5 м, смогут швартоваться крупнотоннажные суда типа Panamax. По оценкам специалистов, этот четвертый по счету зерновой терминал Одесского порта будет одним из самых современных автоматизированных зерновых комплексов на Черном море.

Следует отметить, что объект, о котором идет речь, появился в нужное время.

— Украина входит в шестерку держав, которые формируют мировой рынок зерна,— заявил на открытии терминала Александр Вилкул.— В нынешнем году в нашей стране будет собран рекордный урожай зерновых — около 60 млн. т. По прогнозам, в течение ближайших пяти лет эту цифру можно будет существенно увеличить… Производство зерна – это сложная цепочка, звеньями которой выступают аграрные хозяйства, предприятия сельхозмашиностроения, транспорт и т. д. Одним из важнейших звеньев в этой цепочке являются перевалочные мощности в морских портах. Поскольку 90% зерновых экспортируется морским путем, правительство уделяет особое внимание вопросам увеличения пропускной способности отечественных портов. Именно поэтому зерновой терминал, который мы сегодня открываем, очень важен не только для Одессы, но и для всего нашего государства. Общий объем инвестиций в проект, который реализуется совместно бизнесом и государством, составит в конечном итоге около 1 млрд грн. Бизнес вкладывает в перевалочные мощности, государство — в причальную стенку и дноуглубление, чтобы к причалу могли подходить суда тоннажем до 60 тыс. т. Смысл портовой реформы, которая проводится сейчас в стране, как раз и заключается в создании возможности совместного инвестирования бизнеса и государства. Я благодарю инвестора за мужественный шаг — вложение таких крупных средств в инфраструктуру порта.

КОГДА ЕСТЬ ЦЕЛЬ.

Зерноперевалочный комплекс на Андросовском молу – совместный инвестиционный проект ГП «АМПУ», администрации Одесского морского порта и одной из самых крупных стивидорных компаний Украины ООО «Бруклин-Киев».

Как отметил глава АМПУ Юрий Васьков, строительство терминала было начато еще до полноценного вступления в силу Закона о портах. Однако этот проект «полностью отвечает духу реформы, в реализации которой Мининфраструктуры играет основную роль. Конечной целью этой реформы должно стать появление подобных инвестиционных проектов во всех морских портах Украины.  Государство строит гидротехнику, а инвестор — инфраструктуру и перегрузочные мощности».

Зам. министра МИУ Д. Демидович поздравил одесских портовиков с еще одним масштабным достижением и подчеркнул: «Этот проект важен не только для компании «Бруклин-Киев», Одесского порта. Он важен для всего региона, потому что это рабочие места, стабильность, высокая средняя зарплата, высокая социальная ответственность. Реализация проекта важна и для всей Украины, поскольку он является частью выполнения задачи, поставленной Президентом Украины, правительством.

Губернатор Одесской области Э. Матвийчук назвал успешную реализацию инвестиционного проекта в Одесском порту свидетельством того, что бизнес «начинает верить» региональной и центральной власти.

— Два последних года были для области очень успешными с точки зрения привлечения инвестиций,— подчеркнул Э. Матвийчук,— Если за предыдущие 20 лет в Одесскую область поступило прямых иностранных инвестиций около 1 млрд. долларов, то за 2012 и половину 2013 гг. – 0,5 млрд. долларов. Это результат государственной политики… Нам нужны инвестиции, рабочие места, новые технологии. А предприниматели, которые к нам приходят, должны быть уверены в том, что вложенные средства будут защищены. Защита интересов инвесторов — один из главных приоритетов в работе областной государственной администрации…

Перед тем, как приступить к строительству терминала, отметил Юрий Губанков, разработчики проекта объездили аналогичные терминалы на Черном море, изучили опыт их работы и взяли самое лучшее. В итоге было принято решение оснастить новый терминал высокопроизводительной техникой европейского уровня. Остановились на ведущих мировых производителях: силоса -  испанской компании «Symaga»,  подъемно-транспортное оборудование — немецкой компании «Buller», судопогрузочная машина (СПМ) интенсивностью 1,5 тыс. т в час — немецкой компании «Neuero».

Комплекс оснащен станцией разгрузки вагонов, которая соединена с силосами галереей длиной 341,3 м и от силосов до стаффировочного узла — 130-метровой галереей.

— На станции могут одновременно разгружаться 16 вагонов, причем с двумя разными культурами, из расчета 1000 т/час, а затем зерно двумя изолированными потоками по транспортерным лентам движется к силосам. Для транспортировки зерна имеются 4 железнодорожных пути: 2 — под разгрузку, один — магистральный и один – для маневровых работ (выставочный). Пока разгружаются 16 вагонов, еще столько же стоят на соседнем пути для лабораторной проверки качества зерна, что позволяет экономить время. В результате на станции разгрузки вагонов могут находиться одновременно 32 вагона. В сутки планируем разгружать до 240 единиц подвижного состава. Комплектующие станции разгрузки вагонов – продукция двух производителей: немецкой компании «Buller» и Одесского завода элеваторного оборудования. В середине октября мы разгрузили первые вагоны с зерном»,— отметил Ю. Губанков.

Как рассказал далее генеральный директор компании «Бруклин-Киев», на станции разгрузки вагонов действует система обеспыливания. Над вагонами, стоящими под разгрузкой на двух путях, установлены аспирационные сети производства ООО «Завод элеваторного оборудования». Каждая из них снабжена пылеотделителем типа фильтр-циклон производительностью 9000 куб. м/час. Коэффициент очистки – 99–99.5 проц.

Галерея № 3 в сторону будущего причала 1-«з» соединяет силоса с площадкой для стафировки зерна в контейнеры, которые портовые тягачи будут доставлять на 46–47 причалы Хлебной гавани, где содержимое контейнеров будет ссыпаться в трюмы судов. Данная технологическая схема будет применяться до тех пор, пока не вступит в эксплуатацию причал 1-«з».

— В строительство первой очереди комплекса мы вложили около 50 млн. долларов,— рассказал Юрий Губанков.— Вторая очередь — это еще 10 силосов на 65 тыс. т единовременного хранения, причальная галерея мощностью 1500 т/час. К ее возведению практически уже приступили: строится причал, забиты сваи под 5 новых силосов. Планируется еще и третья очередь – емкости на 100 тыс. т. Предстоит забить более 1000 комплектов свай. При этом их общая длина для всего комплекса составит более 147 км. Оператором зерноперевалочного комплекса будет «Бруклин-Киев». Достигнута договоренность с компанией «Луи Дрейфус» о том, что она будет нашим партнером (трейдером) после полного завершения строительства терминала.

ЧЕМ КОМПЕНСИРОВАТЬ УШЕДШИЕ ГРУЗОПОТОКИ?

— Транспортная отрасль является одной из важнейших составляющих нашей экономики,— заявил Александр Вилкул на совещании по вопросу развития портов Большой Одессы, состоявшемся в этот же день, 22 октября, в конференцзале администрации Одесского морского порта. -  За последние три года одним из главных приоритетов правительства Украины является развитие транспортной инфраструктуры. Морские порты имеют огромный экономический потенциал, благодаря отработанному механизму государственно-частного партнерства, возможностям, которые открыл Закон о морских портах. Ближайшие 2–3 года будут серьезными инвестиционными годами для портов. Однако из-за мирового экономического кризиса снижается транзит, в первую очередь, российский. Поэтому нам необходимо отрабатывать механизмы компенсации грузопотоков, которые максимально позволят реализовать наш потенциал по экспорту и импорту. Одним из таких компенсационных грузопотоков должно стать зерно. Нужны четкие ориентиры на перспективу, планы отечественного бизнеса, связанные с этим грузопотоком.

Развитие портов, считает Александр Вилкул, должно быть скоординировано с другими видами транспорта — железнодорожным, автомобильным и речным. «При этом необходимо учитывать износ основных фондов портов (он составляет около 70 проц.). Без частных инвестиций эффекта, которого мы ожидаем, не будет. Необходимо, чтобы бизнес, вкладывающий свои инвестиции в развитие и модернизацию отрасли, чувствовал 100-процентную поддержку государства. Речь идет о предсказуемых и понятных правилах, необходимых для прихода инвесторов, минимизации коммерческих рисков, эффективных механизмах софинансирования. В том числе нужно четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансировать государство (гидротехника, железная дорога), какое — частный бизнес и на каких условиях. Желательно привлекать инвесторов, которые придут со своим грузопотоком. По этому пути, который показал свою эффективность, развивались порты Прибалтики» — отметил Вице-премьер-министр Украины.

Одна из задач, которую назвал Александр Вилкул — не просто снять имеющиеся инфраструктурные ограничения, но и создать долгосрочный резерв портовых мощностей. Это позволит сгладить пики сезонных нагрузок, минимизировать простои грузов, выстроить схемы взаимодействия смежников.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОРТОВ ПРОШЛО ТОЧКУ НЕВОЗВРАТА

В совещании под председательством Вице-премьера приняли участие зам. министра инфраструктуры Дмитрий Демидович, зам. главы облгосадминистрации Петр Хлыцов, председатель ГП «АМПУ» Юрий Васьков, председатель Профсоюза морского транспорта Одесского порта Владимир Зайков, начальники администраций Одесского, Ильичевского портов и порта «Южный».

— Стратегия развития портов,— отметил Александр Вилкул,— предусматривает модернизацию и увеличение мощностей с учетом потребностей национальной экономики, а также экспортных и транзитных перевозок. Финансирование должно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства. Это является основой для создания новых рабочих мест и обеспечения высоких социальных стандартов для работников отрасли.

Как отметил в своем выступлении Дмитрий Демидович, за 15 месяцев с момента принятия Закона «О морских портах Украины» Мининфраструктуры провело огромную работу. В частности, подготовлено около 15 постановлений КМУ, порядка 20 внутренних нормативных документов, которые регламентируют выполнение Закона.

— Вновь созданная Администрация морских портов взяла на себя вопросы безопасности судоходства, обеспечение возможности равного доступа к стратегическим объектам портовой инфраструктуры, подготовку и реализацию перспективных проектов. А стивидорные компании осуществляют хозяйственные функции, реализуют инвестиционные проекты. От успешной работы госпредприятий, администрации портов, Министерства, от совместной работы с частным бизнесом мы получим тот результат, который ожидаем… Хочу отметить, что реформа проходит достаточно интенсивно. Мы уже прошли точку невозврата. Назад пути нет. Да назад мы и не смотрим. Мы смотрим исключительно вперед, – сказал зам. министра.

В ходе совещания начальники администраций трех названных выше портов представили программы развития своих предприятий. Напомним, планы развития морских портов составлены на основе планов развития субъектов всех форм собственности, осуществляющих деятельность в пределах морского порта. Все планы развития были представлены на совещаниях Советов морских портов с участием представителей частных стивидорных компаний, лидеров профсоюзных организаций, трудовых коллективов портов и органов местного самоуправления.

В частности, согласно плану развития Одесского морского порта планируется реализация целого ряда инвестиционных проектов, в том числе окончание строительства зерноперегрузочного комплекса совместно с компанией «Бруклин-Киев», реализация инвестиционных проектов совместно с ДП «ГПК-Украина», ООО «Олимпэкс Купе Инт.» и других партнёров порта.

— В следующем году будет завершено строительство нового контейнерного терминала, соинвестором которого выступила компания «ГПК-Украина». Терминал имеет шансы стать крупнейшим на Чёрном море,— отметил в своём выступлении начальник  администрации Одесского морского порта Михаил Соколов.

Начальник администрации морского порта «Южный» Максим Широков презентовал проект развития, в котором участвуют компании, ведущие деятельность на территории и акватории предприятия. В результате реализации масштабных дноуглубительных работ, которые ведутся в порту, «Южный» станет самым глубоководным портом в бассейне Чёрного моря. Уже сегодня в юго-западной части акватории порта заканчиваются работы по реконструкции подходного канала для обеспечения безопасного подхода судов типа capesize дедвейтом 200 тыс. тонн. Как отметил М. Широков, это исключит необходимость их догрузки на рейде.

Согласно планам развития Ильичевского морского порта, озвученным начальником администрации порта Алексеем Кошелевым, в скором времени будут начаты работы по дноуглублению операционной акватории. С рядом крупных компаний подписаны протоколы о намерениях участия в концессионных конкурсах.

Как отмечалось на совещании, капитальные инвестиции, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства в развитие трех портов Большой Одессы, в ближайшие четверть века могут составить 70 млрд. гривен.

Проблему восстановления льгот для свободных (специальных) экономических зон как инструмента привлечения иностранных инвестиций в порты Одесской области поднял в своем выступлении зам. главы облгосадминистрации Петр Хлыцов. Он отметил, что Законом Украины от 25 марта 2005 года «О внесении изменений в Государственный бюджет 2005 года» были отменены налоговые льготы и режим специальной таможенной зоны для объектов специальных экономических зон. В том числе и для двух СЭЗ в Одесской области – «Порто-франко» в Одесском порту и СЭЗ «Рени». За время функционирования СЭЗ было зарегистрировано 7 инвестиционных проектов.

— Одесский морской порт разработал проект создания СЭЗ на территории трех районов и 3 городов областного значения, так называемой Одесской агломерации. Данный проект поддержан ГП «АМПУ» и Одесской областной государственной администрацией. Сегодня в состав Одесской агломерации входят города Одесса, Южный, Ильичевск, Теплодар, а также Беляевский, Овидиопольский и Коминтерновский р-ны. Таким образом, структура экономического района выглядит как кластерная: три района, три города, связанных тремя портами. Фактор Одесской агломерации с тремя портами предполагается использовать как основной довод эффективности свободных экономических зон и т. н. территорий приоритетного развития,— проинформировал П. Хлыцов.

Подчеркивая значение СЭЗ, особенно для такого депрессивного района, как Рени, выступающий четко определил путь решения проблемы СЭЗ. Речь идет не о каких-то дополнительных льготах, а «об ускоренном процессе регистрации инвестиций, и специальном таможенном оформлении в СЭЗ. Восстановление специальных экономических зон «Порто-франко» и «Рени» станет стратегическим потенциалом развития портов. Льготный режим СЭЗ как инструмент регионального развития активизирует развитие портов, а также сформирует условия для создания товаров и услуг повышенной конкурентоспособности на мировых рынках»,— резюмировал П. Хлыцов.

В обсуждении вопросов развития портов приняли участие зам. министра инфраструктуры Дмитрий Демидович, председатель ГП «Администрация морских портов Украины» Юрий Васьков и другие специалисты отрасли. Вице-премьер-министр Александр Вилкул подчеркнул необходимость применения ведущего мирового и европейского опыта при реформировании портов, а также при формировании и реализации стратегии развития отечественного морехозяйственного комплекса.

По итогам совещания вице-премьер-министр дал поручения для решения целого ряда важнейших вопросов реформирования морских портов, создания рабочих мест, СЭЗ в портах, оптимизации процедур привлечения инвестиций, в том числе касающихся отведения земли, регистрации объектов недвижимости, концессионных процедур, технологий оформления грузов.

Т. ОВРУЦКАЯ. 

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n