Оброблено суден: 22

ІСПС наближає Україну до світових стандартів

Значительным событием нынешней осени стало воплощение в жизнь ожидания бизнес-сообщества относительно начала реализации процедур упрощения международной торговли и транспорта. Речь идет о внедрении в режим промышленной эксплуатации информационной системы портового сообщества (ИСПС) — продукта, являющегося материализованным воплощением принципа «Единого окна». Как известно, 20 сентября т.г. в Одесском порту, который стал первопроходцем, состоялась презентация первого этапа ИСПС. Участники презентации получили «из первых рук» представление о самой системе и ее месте в операционной системе порта, узнали о перспективах ее дальнейшего внедрения.

Серьезный импульс процессам дальнейшей автоматизации документооборота, упрощения транспортно-грузовых, таможенных процедур в портах придали вступление в силу Закона «О морских портах Украины», внесение отдельных изменений в законодательство.

О многогранности этого проекта свидетельствуют многочисленные комментарии специалистов Одесского порта, руководства Мининфраструктуры, АМПУ, Южной таможни Министерства доходов и сборов и др. Нашему корреспонденту представилась возможность встретиться и услышать точку зрения человека, который вместе со специалистами своей организации стояли у истоков проекта — зам. председателя Межведомственной рабочей группы по внедрению системы «Единое окно — локальное решение», созданной по заданию Премьер-министра Украины Николая Азарова, президентом АО «ПЛАСКЕ» Олегом Платоновым.

От эксперимента до промышленной эксплуатации.

Так кратко охарактеризовал О. Платонов процесс внедрения электронного документооборота по принципу «Единое окно — локальное решение», начатый 2 года назад в Одесском порту. Первый этап ИСПС, действующий в порту со 2 сентября с.г., представляет собой 6 программно-технических модулей, обеспечивающих информационное сопровождение всей цепочки прохождения импортных грузов через акваторию и территорию порта. Реализованы пока 4 модуля, остальные планируется реализовать до конца года. ИСПС сегодня эксплуатируется только в пределах Одесского порта в отношении контейнерных грузов, вывозимых из порта автомобильным транспортом. Первой поддержкой эксперимента по применению информационной системы портового сообщества стало придание приказом Мининфраструктуры от 18.10.12 № 622 юридического статуса электронному виду грузовых документов. Промышленная эксплуатация стала возможна благодаря Постановлению КМУ от 3.07.2013 г. № 553 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 21 мая 2012 г. № 451». Этот документ открывает возможность использования ИСПС в других портах Украины.

— Этот правительственный документ (Постановление КМУ № 553) имеет четкую направленность: полностью перевести весь документооборот, касающийся перемещения грузов через территорию портов, в электронный вариант. Речь идет не только о грузах в контейнерах, но и обо всех других видах грузов. Первым документом первого этапа ИСПС стал электронный наряд, обеспеченный высоким уровнем защиты информации, который действует со 2 сентября т.г. в Одесском порту. Разработчиком программного обеспечения для ИСПС стала компания-провайдер «ППЛ-33-35», созданная согласно договору по внедрению принципа «единое окно» между портом и АО «ПЛАСКЕ». Система воспринимает форматы данных, как требуемые для работы госучреждений, так и используемые в международных транспортных процессах, и ориентирована на применение электронной цифровой подписи. Следующим для внедрения ИСПС определен Ильичевский порт, где полным ходом идет подготовительная работа. В перспективе ИСПС будет взята на вооружение и другими портами, — сказал Олег Исаакович.

Начатое в Одесском порту электронное оформление контейнеров, перевозимых по железной дороге, — тоже составляющая первого этапа ИСПС. Завершение разработки технологической схемы (временного порядка) для контейнеров, перевозимых по железной дороге, позволит существенно расширить внутренние возможности ИСПС. Как отметил О. Платонов, программа уже готова. Технологическая схема еще согласовывается между ГП «АМПУ», провайдером ИСПС «ППЛ 33-35» и железнодорожной группой главной диспетчерской порта. Тем не менее, часть экспедиторов, работающих с портом, уже пользуются программой. Пока модель движения электронного наряда для железнодорожных контейнеров напоминает первоначальную стадию оформления грузов для автомобильного транспорта, т. е. когда параллельно действуют бумажный и электронный варианты. В ближайшее время, после подписания новой технологии, бумажный вариант накладной можно будет исключить.

Еще одной из составляющих первого этапа ИСПС, по словам президента «ПЛАСКЕ», является информационная поддержка режима трансшипмента (упрощенной формы оформления контейнеров в пределах одного пункта пропуска. — Ред.). Напомним, что в Одесском порту работают с этим видом грузов на протяжении 3 лет.

Закон один для всех.

Процесс внедрения ИСПС, как и любое новое дело, проходил непросто. Линейные агенты неохотно переходили на предлагаемую систему документооборота, ссылаясь на то, что у них уже имеется отработанная система обмена данными с их принципалами.

— Мы предусмотрели возможность решения этой проблемы, — подчеркнул О. Платонов, — поэтому предложили линиям и оператором, которые с ними связаны, применять конвертеры, позволяющие трансформировать любой, применяемый в деловой практике, формат данных, в требуемый системой. Договор об обмене информацией между администрацией Одесского порта с контролирующими органами, государственными органами власти, который готовится к подписанию, предусматривает этот момент. До недавнего времени потребности в подобном договоре не было, поскольку ИСПС функционировала в экспериментальном режиме. Но после принятия КМУ постановления № 553 требование о наличии договоров об обмене информацией между администрациями всех отечественных портов и всеми участниками транспортного процесса стало обязательным. Поэтому параллельно с организационно-техническими мероприятиями по подготовке начала промышленной эксплуатации ИСПС, проект соглашения был подготовлен и размещен на сайте http://www.singlewindow.org для обсуждения.

Преимущества ИСПС в том, что созданы единые правила для всех. Пользование системой не только обеспечивает экспедиторам, грузовладельцам высокий уровень безопасности подаваемой информации, но избавляет от необходимости стоять в очереди, как это происходило раньше. Тем не менее, отмечает О. Платонов, если экспедитор настаивает на использовании бумажной технологии, у него есть возможность воспользоваться бесплатной услугой в порту, где его наряд с бумаги будет переведен в электронный вариант.

Одной из причин, по мнению президента «ПЛАСКЕ», нежелания линейщиков пользоваться ИСПС может быть также то, что все операции, производимые через ИСПС, становятся «прозрачными». «Многие участники рынка выбирают удобные для них технологии, принципы работы и не хотят ничего менять, мотивируя это неадаптированностью отечественного законодательства к привычным для них технологиям и принципам. Но ведь обмен информацией с государственными органами должен происходить в той форме, которая узаконена государством», — констатировал Олег Исаакович.

«Свободная практика» получит высокий уровень безопасности.

Отдельным модулем ИСПС (всего их шесть), как отмечает президент «ПЛАСКЕ», охватываются операции по получению разрешения на выгрузку судна в порту («свободная практика»), включающие передачу предварительной информации о грузах, чтобы контролирующие органы могли провести анализ рисков. Как известно, режим «свободной практики» действует в Одесском порту с 2010 г. Судно становится к причалу, и его выгрузка начинается до появления комиссии.

Однако реализованная на то время технология применения «свободной практики» не обеспечивала высокого уровня ответственности за принимаемые решения. Представители таможни, других контролирующих органов делали в заявке простую отметку, не ставя никакой подписи. В ближайшее время процесс обработки данных автоматизируется, обеспечив высокий уровень защиты информации и персонификацию принимаемых решений. После внедрения этого модуля ИСПС разрешение на грузовые работы до прихода комиссии капитан судна будет получать в виде электронной записи с электронной подписью контролирующих органов.

Далее предстоит внедрение еще трех модулей: оформление результатов выгрузки, заявление грузовладельца о возможности вывоза груза с территории порта и, наконец, осуществление всех видов контроля и вывоз груза с территории порта. Все эти модули уже отработаны и требуют согласования со всеми службами.

— Внедрение модуля «свободная практика» предполагается в январе 2014 г. Это частично связано с тем, что следующий год для Миндоходов и сборов — год таможенного дела. Серьезное внимание будет уделено модернизации работы пунктов пропуска в Украине. Такую задачу перед Миндоходов и сборов поставили Президент страны и правительство,— подчеркнул О. Платонов.

Контроль на границе заменят постаудитом.

Первой, кто поддержал инициативу Мининфраструктуры и Одесского порта о внедрении электронного наряда, была таможенная служба. Одним из основных плюсов электронного наряда для таможни является возможность предварительно отслеживать возможные риски, что соответствует положению нового Таможенного кодекса. По мнению президента «ПЛАСКЕ», Таможенный кодекс Украины гораздо совершеннее некоторых европейских стран, не говоря уже о странах бывшего Союза. Потому, что взято самое лучшее в таможенном законодательстве ЕС.

Термины «единый офис», «единое окно», прописанные в новом Таможенном кодексе, уже не просто на слуху всех участников транспортного процесса, но широко применяются на практике. Под «единым офисом» подразумевается нахождение всех контролирующих органов в одном помещении. «Единое окно» означает, что грузовые документы подаются один раз в одно место, и благодаря заранее организованной системе информационного обмена все участники транспортного процесса обмениваются информацией.

Существует еще одно понятие «единая остановка», которая широко применяется в европейских странах. По словам О. Платонова, «единая остановка», как правило, применяется в автомобильных пунктах пропуска на границе двух государств. Например, Германии и Франции. «В этом случае таможня одного из государств просит своих коллег из соседнего государства провести все виды (пограничный, экологический, фитосанитарный и др.) и формы (сканирование, взвешивание и т. д.) контроля грузов, и в то же время доверяет результатам этого контроля, не дублируя его на своей территории. В Украине это пока внедрить сложно, поскольку контролирующие службы находятся в разном месте. Но в перспективе нужно ориентироваться на введение и у нас такой системы контроля».

Несмотря на все эти новации, соответствующие лучшим мировым стандартам, время от времени в портах возникают ситуации, которые неоднозначно трактуются участниками транспортного процесса. В данном случае речь идет о недавно введенном 100-процентном досмотре контейнеров в Одесском и Ильичевском портах, в результате чего образовались заторы автотранспорта. Эта проблема, как рассказал О. Платонов, была озвучена во время недавнего совещания общественного совета при Миндоходов и сборов с участием министра Александра Клименко. По словам руководителя ведомства, любая идея может быть дискредитирована, в том числе и применение различных форм контроля (сканирование, взвешивание и т. д.) контейнеров.

— Формы контроля,— считает О. Платонов,— которые применяют сейчас в портах, определены Таможенным кодексом Украины. Однако, по мнению министра, процесс досмотра был не вполне корректно организован на местах. В основе этого процесса все же должна лежать правильно организованная система анализа рисков, призванная выявлять незаконные действия субъектов внешнеэкономической деятельности. Когда все модули системы «единого окна» будут внедрены, тогда станет возможным выборочный контроль контейнеров, как это практикуется в большинстве портов мира. А сегодня временно Миндоходов вынуждено тщательно досматривать весь объем проходящих через порты контейнеров. Однако А. Клименко считает возможным изменить порядок для компаний, которые хорошо себя зарекомендовали. В частности, таким участникам рынка необходимо внести депозит (платеж в бюджет) и установить для них последующий постаудит. Если цена при реализации товара занижена или завышена, то владелец груза должен возместить в бюджет разницу. В ближайшее время планируется отработать механизм подписания договора о том, что субъект внешнеэкономической деятельности согласен вносить депозит, и к его грузам в пункте пропуска не будут применяться обременительные формы контроля.

По словам руководителя «ПЛАСКЕ», в стране взят курс на дерегуляцию государственного контроля. Иными словами, разрешительная система заменяется контролирующей. Предпринимателю предоставляют полную свободу. Но согласно законодательству государство может в любую минуту проверить его деятельность. Таможенная процедура в пунктах пропуска тоже переходит на такую систему.

В завершении О. Платонов сообщил важную информацию о том, что правительство страны поставило перед собой цель — модернизировать транспортную систему. Чтобы она стала не приложением к Таможенному союзу или европейской транспортной системе, а независимой системой, способной предоставлять услуги всем заинтересованным участникам рынка. Если эту серьезную и ответственную задачу удастся выполнить, то Украина выйдет на совершенно иной, международный уровень.

Т. ОВРУЦКАЯ.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n