Оброблено суден: 22

Порт Бахматюка: хто забезпечить найбільшому агрохолдингу країни вихід до моря

В Украине сформировалось два мощнейших игрока, конкурирующих за грузопоток экспорта зерна: союзы ГПЗКУ-Китай и UkrLandFarming-Cargill. В обоих случаях ключевую роль играет строительство собственных портовых мощностей и выстраивание эффективной логистики.

Покупка американской корпорацией Cargill доли в крупнейшем агрохолдинге Украины UkrLandFarming (УЛФ) будет иметь огромные последствия не только для агрорынка, но и для портовой отрасли. Дело в том, что Cargill – одна из немногих крупных международных зерноторговых компаний, не имеющих собственной портовой перевалки в Украине. Условное «СП» Каргилла и УЛФ получило выгодно расположенный земельный участок, принадлежащий компании Бахматюка, с одной стороны и финансовые возможности мирового зернотрейдера – с другой. Как будут распределены роли в этом проекте – неизвестно, но очевидно, что американцы получат наконец-то возможность начать долгожданное строительство зернового терминала.


Зерновой трубопровод Бахматюка Олег Бахматюк, после того как построил крупнейший в Украине агрохолдинг UkrLandFarming, озаботился необходимостью иметь собственные портовые мощности. Его компания планирует в течении 2013/14 МГ экспортировать более 2,5 млн тонн зерна и войти в тройку крупнейших экспортеров страны.

В конце 2012 года Бахматюк ошарашил всех амбициозным проектом «зернового трубопровода» стоимостью 2,5 млрд долл. Он предусматривал строительство на территории Украины ряда элеваторов общим объемом 5 млн т, строительство порта перевалкой 10 млн т, закупку 3 тыс. вагонов-зерновозов и строительство 5–7 морских судов для перевозки зерновых. Конечная его цель — налаживание канала поставок зерновых, в первую очередь кукурузы, как в Китай, рынок которого до сего времени был закрыт для Украины, так и на Ближний Восток и в Северную Африку, куда UkrlandFarming уже поставляет свою продукцию.

С этой целью UkrlandFarming прикупил неплохой участок в порту Южный. Об этом стало известно в марте 2013 года из проспекта эмиссии еврооблигаций агрохолдинга. В документе утверждалось, что компания имеет право собственности над 68,6 га в Малом Аджалыкском лимане. По расчетам ЦТС-Консалтинг, диапазон стоимости такого участка может составлять около 18–22 млн долл. (подсчеты основываются на данных о стоимости выкупа земельных участков на территории Индустриального парка – проекта, реализуемого группой компаний ТИС в порту Южный). Но по словам генерального директора агрохолдинга Галины Василик, сказанным в августе того же года, площадь участка уже составляет 200 гектар. Эта территория является достаточной для того, чтобы строить не только зерновой терминал, но и иметь возможности для перевалки других грузов, считает она.

Однако, расчёт на китайских инвесторов оказался неудачным. Идею «зернового трубопровода» ловко перехватила государственная корпорация ГПЗКУ, которой в конечном итоге и удалось склонить китайцев к сотрудничеству. А 5 декабря в Пекине даже был подписан меморандум о намерениях построить в Крыму огромный мегапорт из зернохранилищем на 20 млн тонн.

Идею «зернового трубопровода» ловко перехватила государственная корпорация ГПЗКУ

Казалось, мечту о порте Бахматюку придется отложить в долгий ящик. Многое даже пророчили его компании дефолт. Но Галина Василик продолжала гнуть свою информационную линию: «Компания в поисках. Делаем технико-экономическое обоснование и все документы для того, чтобы эффективно и хорошо представить проект инвестору», или «Наши специалисты исследуют рынок на предмет того, какие услуги или дополнительные грузы там можно переваливать. Мы надеемся, что эти партнеры будут из-за границы. Наш владелец и вся наша команда сейчас нацелены на поиски такого партнера»,— утверждала генеральный директор «Укрлендфарминга».
Осенью в планах развития порта Южный, среди прочих проектов, появились и данные «Укрлендфарминга»: до 2016 года построить порт мощностью 7 млн тонн за 1 млрд грн. При этом, по словам самого Бахматюка строить планируют начать уже в марте-апреле 2014. Оставалось понять, на кого же так надеются в агрохолдинге?

Шотландцы из прерий Cargill, одна из крупнейших частных компаний США, входящая в мировую тройку трейдеров, уже давно активно ищет площадку под строительство собственного портового терминала в Украине. Большие планы по экспорту зерна из региона обуславливают необходимость инвестиций в создание собственных портовых мощностей. Пока что компания довольствуется только маленьким (мощностью около 30 тысяч тонн) терминалом в Ростове-на-Дону (Россия), а также недавно приобретенной 25%+1 акция долей продала 25% плюс 1 акция в ОАО «Комбинат „Стройкомплект“ (порт Новороссийск). Это никак не может удовлетворить американцев и не соответствует масштабности их поставок.

Cargill хотела обзавестись собственными портовыми мощностями в Украине уже давно, однако не могла этого сделать из-за проблем возникших в приглянувшемся им ранее земельным участком в Ильичевском порту (ИМПТ). Ситуация сдвинулась с мертвой точки после принятия Закона о морских портах. В октябре прошлого года Cargill подписал с руководством ИМТП протокол о намерениях построить комплекс по хранению и переработке зерновых и масличных культур годовой мощностью в 4,5 млн т. В документе указано, что компания Cargill Украина планирует принять участие в концессионном конкурсе на один из целостных имущественных комплексов в Ильичевском морском торговом порту. Эксперты оценивают стоимость его строительства в 80–90 млн долларов.

В заявлении ULF по поводу сделки с Cargill акцентировано внимание на том, что партнеры обсуждают развитие проектов в разных отраслях, включая сектор логистики

„Уже более 15 лет мы искали возможности для расширения нашего бизнеса в украинских портах. Мы рады, что сегодня мы достигли важных договорённостей в Ильичевском порту и надеемся плодотворно поработать вместе“ — заявил тогда Президент компании Cargill Давид МакЛеннан.

Но дело в Ильичевском порту застопорилось из-за „земельных проблем“, а год спустя (в сентябре 2013 года) стало известно, что компания „Каргилл АТ“, являющаяся дочерним предприятием Cargill, и некая компания MV Cargo, владеющая землёй в акватории порта „Южный“, подписали Меморандум о намерениях.

Разворот на 180 градусов В то время, как в Пекине подписывался меморандум о строительстве порта в Крыму, Бахматюк сделал геополитический кульбит и развернулся на 180 градусов с восточного вектора на западный. Он продал 5% „Укрлендфарминга“ Cargill за 200 млн долларов. Таким образом, весь UkrLandFarming оценен в 4 млрд долларов.
„Исходя из EBITDA УЛФ в 2012г в размере 0,8 млрд. дол., новый стратегический партнер УЛФ оценил компанию в 5 EBITDA – оценка компании является близкой к рыночной, так как публичные украинские агрохолдинги схожего профиля оцениваются сейчас в 4–7 EBITDA“,— считает аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Товстопят.

В заявлении ULF по поводу сделки с Cargill предоставленном порталу ЦТС акцентировано внимание на том, что партнеры обсуждают развитие проектов в разных отраслях, включая сектор логистики и международного сотрудничества. В частности, речь идет о взаимной поддержке при выходе на азиатские рынки, включая рынок Китая.
„Каргилл заключил сделку с УЛФ, преследуя несколько целей: во-первых, в лице УЛФ Каргилл получает стратегического партнера, который является крупнейшим производителем зерна в Украине (2 млн. тонн зерна в 2011г), компании могли договориться о гарантированной продаже 1,0–1,5 млн. тонн зерна, таким образом, Каргилл обеспечивает экспортный поток зерна „из одних рук“ (в 2012г объем экспорта зерна компанией Каргилл составил 0,88 млн. тонн, за 11 мес. 2013г – 1,0 млн. т.), с другой стороны, УЛФ получает гарантированный сбыт большей части выращенного на своих полях зерна“,— рассказывает Андрей Товстопят.

Второй не менее важной целью для Каргилла является возможность в ближайшем будущем начать строительство морского зерноперевалочного терминала в порту Южный на участке земли, принадлежащей УЛФ, считает эксперт.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n