Оброблено суден: 22

В Україні гряде епоха зернових терміналів

В ближайшие насколько лет в морских портах Украины запланировано открытие сразу нескольких крупных и современных зерновых терминалов. Однако эксперты отмечают, что строительство дополнительных мощностей по перевалке зерна в портах связано не только с ожиданиями по увеличению украинских урожаев. В стране отсутствуют в достаточном количестве элеваторы, требуемые для хранения и доведения до товарной кондиции зерновых. То же самое относится и к складам зерновых терминалов.

Так, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) планирует выделить ООО «Бруклин-Киев» 60 млн долл. на строительство и развитие зернового терминала в Одесском порту. По информации банка, общая стоимость проекта составит порядка 103,8 млн долл. Максимальная пропускная способность нового терминала оценивается экспертами АПК в 4,5 млн. тонн зерна в год, передает АТИ-Медиа.

Этот масштабный проект реализуется совместно с Louis Dreyfus Commodities, одним из мировых трейдеров сельскохозяйственной продукцией. В соответствии с соглашением, подписанным ООО «Бруклин-Киев» и Louis Dreyfus Commodities, предусматривается создание совместного предприятия по развитию и управлению терминалом. Открытие первой очереди терминала состоялось 22 октября этого года. Строительство предусматривает три этапа. На первом этапе емкость терминала составит 70 тыс. тонн.

По окончанию проекта, комплекс будет состоять из 33 емкостей на 241 тыс. тонн зерна. Также комплекс располагает причалом длиной 254 метра и глубиной у причальной стенки 13,5 метра. Это позволит грузить зерно на суда класса panamax грузоподъемностью до 60 тыс. тонн. До этого такой возможности не было. Эксперты отмечают, что осень для многих украинских портовых элеваторов — время работы на пределе, так как свыше 90% зерновых из Украины уходит на морских судах (насыпью или в контейнерах). В большинстве случаев для формирования экспортных партий используются портовые зерновые терминалы. В то же время прогноз урожая зерновых в Украине в этом году более чем оптимистичен.

По подсчетам Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2013 году урожай зерна в среднем составит 58–60 млн. тонн против 46,2 млн. тонн в 2012-м. При этом объем экспорта достигнет 30 млн. тонн. Эксперты АПК уверены, что в перспективе ближайших нескольких лет Украина сможет экспортировать 35–36 млн. тонн зерновых. А к 2020 году, как заявил глава Минагропрода Николай Присяжнюк, экспортный потенциал по нашему зерну составит порядка 41 млн. тонн ежегодно. Эти цифры вселяют во владельцев перевалочных мощностей оптимизм, а аграриев заставляют задуматься о строительстве собственных зерновых терминалов.

Ведь самый важный вопрос после сбора урожая — его сохранение и экспорт, отмечают правительственные аналитики. На сегодняшний день, эксперты оценивают внутренние потребности Украины в 26–27 млн. тонн, а значит, учитывая урожаи последних лет, 23–27 млн. тонн нужно будет вывозить. К тому же, правительственные аналитики уверены, что пропускная способность отечественных терминалов в размере 32—34 млн. тонн, заявленная в некоторых исследованиях, является лишь теоретической, не отражающей реальную картину. Обычно это места для перевалки зерна непосредственно из железнодорожных вагонов, которые используются в качестве складов.

А в связи с ростом стоимости такой услуги (использование вагонов в качестве складов) и уменьшением парка вагонов-зерновозов дальнейший рост экспорта приведет к ограничению или запрещению использования их в качестве хранилищ. Кроме того, в правительстве напоминают, что 17 млн. тонн перевалочных мощностей принадлежат зернотрейдерам и, как правило, не могут быть использованы другими трейдерами-конкурентами. Наконец, указанная пропускная способность не учитывает аритмичность рынка. Именно поэтому существующие портовые мощности Украины пока не в состоянии качественно удовлетворить потребности растущего экспорта зерновых, говорят эксперты.

Понимая важность проблемы по хранению зерна, инвесторы и порты намерены в ближайшие годы минимум удвоить существующие мощности по перевалке и хранению зерна. Помимо компании «Бруклин-Киев», которая строит четвертый по счету зерновым перегрузочным комплексом Одесского порта, о строительстве зернового терминала до 2015 года заявила ООО «МСП Ника-Тера». В планах компании — возвести зерновой склад мощностью около 6 млн тонн в год. Объем инвестиций составит примерно 150 млн долларов, но это с учетом строительства в порту склада для карбамида.

О масштабных задачах заявил и украинский агрохолдинг «Укрлэндфарминг». Агроходдинг намерен к 2016 году построить в районе порта «Южный» зерновой терминал мощностью 5 млн. тонн в год. Для реализации поставленной задачи будет необходимо свыше 700 млн. долл. Анонсировала свой проект также компания Cargill (4,5 млн тонн в год по перевалке зерна и масличных в Ильичевском МТП). Есть планы по развитию мощностей у стивидорной компании «Авлита» (Севастополь, нынешний объем единовременного хранения зернового терминала — 170 тыс. тонн, годовая мощность перевалки — 3500 млн тонн), входящей в структуру холдинга «Портинвест».

Этот же холдинг ведет предпроектные изыскания по созданию кластера в порту «Южный». Об аналогичных задачах в апреле этого года заявляли в американской корпорации Bunge — речь шла о расширении элеватора компании на территории Николаевского МТП. В целом беглое изучение инвестиционных программ украинских морских портов показало, что морские ворота Украины к 2016 году предполагают увеличить рост перевалки более чем на 41 млн. тонн.

Эксперты отмечают, что правительство Украины системно поддерживает инвесторов, готовых к реализации масштабных проектов, которые помогут укрепить позиции страны на мировых рынках и повысить национальную конкурентоспособность в глобальной экономике. Правительственная стратегия развития отрасли должна быть направлена на дальнейшее привлечение инвестиций в порты, минимизацию административных и коммерческих рисков, эффективные механизмы софинансирования в рамках государственно-частного партнерства, считают эксперты.

Однако не менее важной задачей является обеспечение конкурентоспособных тарифов на услуги портов, которые привлекут новых клиентов, и повышение уровня логистического сервиса. В то же время, как уже отмечалось, Украина планирует в ближайшие годы увеличить общий объем выращиваемых зерновых до 80 млн тонн. Из которых 50–53 млн тонн необходимо будет экспортировать. Чтобы обеспечить такой объем экспорта, Украине необходимо активное развитие всей логистической инфраструктуры. Это касается не только сооружения портовых зерноперевалочных терминалов, но и строительства и модернизация подъездных путей, а также обновления и увеличения парка грузовых вагонов для перевозки зерновых.

Очевидно, что эту задачу можно решить только совместными усилиями государственного и частного капитала, в рамках частно-государственного партнерства. Вот почему правительство положительно относиться к реализации проекта строительства зерноперевалочного терминала в Одесском порту, которым совместно занимаются Администрация морских портов Украины, Одесский морской торговый порт и «Бруклин-Киев». Аналитики уверены, что для активного развития производства зерновых Украине необходимы избыточные мощности портовых зерноперевалочных терминалов.

Только в этом случае удастся побороть монополизм в этой сфере, который приводит к тому, что аграрии недополучают реальную плату за выращенный урожай. Только когда будет конкуренция за поставщиков, можно рассчитывать, что структуры, контролирующие перевалку зерновых, не будут занижать цену на них. Напомним, Украина готова экспортировать невиданные ранее объемы зерна. Прогноз экспорта зерновых в текущем маркетинговом году повышен до 33 миллионов тонн. Об этом сообщил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк.

На сегодня уже отправлено на внешние рынки более 20 миллионов тонн зерна. Рекордными по объемам отгрузок стали декабрь и ноябрь? более чем по 4,6 миллиона тонн в месяц. Этого удалось достичь благодаря системным действиям правительства над оптимизацией работы отечественной зерновой логистики. Как сообщал Inpress.ua, снижение дефицита внешней торговли Украины происходит за счет динамичного развития экспортно ориентированных отраслей промышленности, таких как металлургия и сельхозпроизводство. Но если у сталеваров и тяжелых промышленников дела идут с переменным успехом, то аграрии уверенно выходят в лидеры национальной экономики, расширяя отечественный экспорт.

При этом украинское продовольствие стало неотъемлемой составляющей в обеспечении мировой продовольственной безопасности. И это произошло не только благодаря мировому лидерству в зерновой и масличной группах. Украина продолжает наращивать экспорт готовой аграрной продукции. Об этом в программе «Социальный статус» на телеканале «Тонис» сообщил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк. А объемы экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (главным образом растительного масла) превысили объемы экспорта металлопродукции четвертый месяц подряд. Поэтому в 2014 году правительство планирует обеспечить сельхозпроизводителей прямой и косвенной финансовой поддержкой. Так, в проекте бюджета на 2014 год предусмотрены средства для мелкотоварных производителей и единоличников, в частности, занимающихся животноводством. Кроме того, планируется сохранить налоговые льготы, которые в этом году помогли аккумулировать у аграриев около 19 миллиардов гривен.

Об этом сообщил министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк. Отметим, что в 2013 году аграрии пополнили сведенный государственный бюджет на 47 миллиардов гривен. Так, с 2010 года поступления выросли на 37%. И этот показатель стал одним из крупнейших среди всех отраслей экономики. Поэтому Министерство аграрной политики и продовольствия будет настаивать на усилении бюджетной поддержки АПК и при принятии бюджета 2014 года Верховной Радой. Об этом сообщил министр Николай Присяжнюк. При этом в 2013 году Украина перевыполнила планы по объемам экспорта зерна нового урожая. Так, на внешние рынки было поставлено 18,5 миллиона тонн отечественных зерновых.

А это более чем на 4 миллиона тонн больше, нежели за аналогичный период прошлого маркетингового года. Сейчас динамично развивающийся азиатский регион во главе с Китаем остро нуждается в обеспечении аграрной продукцией. И кто как не Украина может удовлетворить этот внушительный спрос.
Поэтому неудивительно, что прогнозируемый товарооборот между нашим государством и странами азиатского региона будет стремительно расти. Дальнейшая интеграция Киева на азиатские рынки будет требовать постоянного роста аграрной инфраструктуры и увеличения производственных мощностей.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n