Оброблено суден: 22

Вантажоперевезення 2013: на транзит надії більше немає

Похоже, кризис пришел в транспортную отрасль надолго. Спасти ситуацию в 2014 году может разве что зерно. Судя по результатам портов, увеличение доли частных компаний в отрасли идет ей на пользутот же эффект, возможно, скоро увидим и на железной дороге

В Украине продолжается падение грузоперевозок. Причем по итогам 2013 года в целом результаты выглядят даже хуже, чем в предыдущие годы, которые принято называть кризисными. Это может объясняться тем, что на неблагоприятную в целом экономическую ситуацию, которая вылилась в сокращение объемов промышленного производства, наложилась также тенденция к стремительному сокращению транзита грузов по территории Украины. Госкомстат пока не опубликовал результатов по транзиту за весь 2013 год, но последние имеющиеся данные – за 9 месяцев года – говорят о том, что транзит грузов всеми видами транспорта за этот период сократился на 7,7%. Кроме того, уже подведены годовые итоги транзита по отдельным отраслям транспорта, которые подтверждают: борьба за транзит проиграна, и, похоже, уже безвозвратно. Главной причиной падения транзита эксперты называют переориентацию грузов РФ из украинских на российские порты.

Кризис всерьез и надолго. По данным Госкомстата, за 11 месяцев 2013 года произошло сокращение объемов перевозок грузов всеми видами транспорта на 3,6% — до 689,2 млн тонн (включая трубопроводный). Если последний месяц года существенно не повлиял на статистику, то сокращение грузопотоков происходит второй год подряд (последний раз рост наблюдался в 2011 г. – 7,4%). В прошлом году уменьшение объемов перевозок грузов произошло практически во всех отраслях, кроме автомобильного транспорта: там перевозки за 11 месяцев выросли на незначительные 1,1%.

«Укрзализныця» в 2013 сохранила динамику падения, заданную в прошлом году: за год было перевезено 443,5 млн тонн грузов, что на 3% меньше, чем годом ранее (в 2012 падение составило 2,9%). Последний раз рост в грузоперевозках на жд транспорте произошел в 2011 году, когда «Укрзализныця» улучшила свой результат на 8,6%, в 2010 он был еще больше – 10,6%. Создается впечатление, что кризис в железнодорожных грузоперевозках только начался, и еще не факт, что падение достигло своего предела. Правда, в самый тяжелый за последнее время 2009 год железная дорога перевезла 391 млн тонн грузов, и отката к этой точке пока, к счастью, не произошло.

Результат морских портов – сокращение объемов перевалки на 1,9%. Этот итог также закрепляет медленную, но стойкую негативную динамику в морских гаванях: в прошлом году падение грузоперевалки составило 0,7%. За последние 5 лет, начиная с 2009, этот нисходящий тренд был прерван только в 2011, когда портам удалось нарастить грузопоток на 4,7% (в основном за счет роста экспорта навалочных грузов, в частности руды и угля, а также прироста транзита). Тогда объем перевалки портов и терминалов всех форм собственности составил 162,26 млн тонн. В этом году морские порты обработали 148,1 млн тонн грузов.

Стоит отметить, что теперь, когда администрация морской отрасли (в лице созданной в прошлом году Администрации морских портов Украины) стала обнародовать развернутую статистику по производственным показателям гаваней, стали четко прослеживаться определенные нюансы. Например, то, что в борьбе за грузопотоки гораздо более успешными являются частные компании, работающие на причалах, арендованных у АМПУ, либо на собственных причалах. Если учитывать итог года только по государственным портам, то падение в отрасли составляет более 10%. Зато частники, работающие на собственных терминалах, в 2013 году увеличили объемы перевалки на 7,7%.

Транзит тянет вниз. Структура грузопотоков в разрезе направлений внешней торговли остается неоднородной, единственный общий для ключевых подотраслей транспорта тренд – катастрофическое сокращение транзита. Еще до 2012 года «Укрзализныце» удавалось поддерживать рост транзита благодаря конъюнктуре и всяческим тарифным ухищрениям. В 2010 году транзит на железной дороге вырос на 2,7%, в 2011 – на 9,2%. Но уже тогда эксперты стали предупреждать о том, что обольщаться такими показателями рано. Подтверждение их слов не заставило себя долго ждать: в 2012 транзит рухнул на критические 17,9%. В этом году ситуация только ухудшилась – железнодорожный транспорт потерял еще 18,7% транзита. В абсолютных цифрах потери транзита за эти два года составляют 16,5 млн тонн. Для наглядности: эти же 16,5 млн тонн – примерный объем годовой перевалки грузов Ильичевским морским портом, входящим в число крупнейших в Украине.


В морских портах ситуация с транзитом не менее удручающая: его сокращение тут составило 23%. Это больше потерь 2012 года – минус 18,5% — и в абсолютном выражении составляет 8 млн тонн. С учетом утраченных 6 млн тонн транзита годом ранее эти 14 млн – суммарный годовой оборот еще одного морского порта из первой пятерки, например, Мариупольского. Правда, такое «двойное» сравнение не совсем корректно, поскольку транзит, потерянный железной дорогой и портами – это фактически одни и те же грузы. «Железнодорожный транзит снижается, так как из Украины уходят российские транзитные грузы, которые раньше отправлялись через украинские порты, а теперь перенаправляются в российские»,— объясняет главную причину обвала транзита в Украине консультант ЦТС-Консалтинг Дмитро Ягелло.


Зерно спасает экспорт. В случае с железной дорогой ситуацию немного спас экспорт: в этом направлении объем грузоперевозок вырос на 3,2%. Перевозки же как в импортном, так и внутреннем сообщении показали отрицательный результат: минус 0,5 и 4,3% соответственно. «Внутренние перевозки упали на фоне спада промпроизводства: −5% по итогам 11 месяцев 2013 года»,— объясняет Дмитрий Ягелло. Получается, что если бы не экспорт, то падение на жд транспорте было бы еще более заметным. В свою очередь темпы экспорту задавало зерно, поскольку другие главные грузы украинской внешней торговли – ЖРС, металлопродукция и химудобрения – переживали не лучшие времена. Именно эти грузы в 2013 году сделали наибольший вклад в падение грузопотоков в целом. Среди лидеров падения грузовой базы жд транспорта – нефть (минус 14,9%), химическая продукция (-12,8%), уголь (-2,9%), черные металлы (-2%).


В портах выросли как объемы экспорта, так и импорта, то есть общую картину спада сформировал именно транзит. В разрезе номенклатуры грузопотоков наибольший ущерб перевалке нанесла, пожалуй, нефть: объемы ее переработки сократились в среднем по морским портам на 45,3%. На государственных причалах произошло падение более чем в полтора раза. На 36% сократился экспорт химудобрений через украиснкие порты, причем на государственных причала падение составило почти 50%. Противоположные тенденции на причалах государственной и частной форм собственности сложились в отношении угля и руды. Стивидорные компании, подчиненные АМПУ, сократили перевалку этих грузов на 8 и 5% соответственно, а на частных причалах по этим же грузам наблюдался рост – 13 и 25%. В среднем по морским портам, включая перевалку частных компаний, арендующих терминалы у АМПУ, перевалка угля сократилась на 4,8%, руды – выросла на 6,2%.


Падение объемов перевалки нефти вызвано снижением транзита через украинские порты, объясняет консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев. «В 2013г перевалено 1,9 млн тонн транзитной нефти, это 43% от перевалки в 2012г. Основная причина этого — уход российских грузов из украинских портов»,— говорит эксперт. Та же причина, по его словам, и у снижения объемов перевалки угля. Транзит угля через украинские порты в 2013г составил всего 56% от объемов 2012г.


По химудобрениям картина несколько иная, тут обвал перевалки обусловил именно экспорт. «В середине года на международных рынках химудобрений сложилась неблагоприятная для производителей конъюнктура, что вместе с высокими ценами на сырье (газ) привело к остановке производства на украинских заводах. В результате экспорт химудобрений из Украины через порты упал на 36% в 2013г. Российские производители имеют доступ к более дешевому сырью, на них неблагоприятная ценовая конъюнктура повлияла не так сильно. Поэтому транзит удобрений в портах снизился всего на 15%»,— говорит Андрей Исаев.


Противоречивую динамику показали в 2013 году и грузопотоки агропромышленной продукции. В портах объем перевалки зерновых сократился на 4,6%, а в разрезе грузовой базы жд транспорта объемы зерна снизились на 1,7%. Но если бы не увеличение экспорта зерновых на 5,4% — то и с перевозками все было бы еще хуже. Причем эффект от уже произошедшего роста производства зерновых мы будем наблюдать и в 2014. «В 2013 из-за сложных погодных условий массовая уборка кукурузы началась с запозданием на 1 месяц, что отодвинуло начало массового экспорта и, соответственно, доставку кукурузы в порты по ж/д, это было основной причиной спада ж/д перевозок зерна в 2013 к 2012 календарному году»,— объясняет консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Товстопят.


Именно грузопоток зерновых, как прогнозируют аналитики, будет во многом формировать базу перевозок в наступившем году. Это связано и с прогнозом существенного роста производства зерновых культур в Украине. «Экспорт зерна в 2012/13 МГ составил 22,8 млн.т, в 2013/14 МГ экспорт ожидается на уровне 32–33 млн.т, что обеспечивает 40-45% прирост сезон к сезону. Это стало возможным благодаря росту производства зерна с 46,2 млн.т в 2012г до 63,7 млн.т в 2013.»,— говорит Товстопят.


Ставка – зерно и металл. Частные компании, которые занимаются перевалкой в портах, также делают на этот год ставку на зерно, а еще металл. «Грузооборот порта Ника-Тера в 2013 году составил 3,7 млн тонн, из них большая часть пришлась на зерновые культуры. Всего наш терминал перевалил в ушедшем году более 1,650 млн тонн зерновых»,— рассказали в пресс-службе компании. Следом за зерновыми культурами, по данным Ника-Теры, в объеме грузооборота предприятия значительную часть заняли минеральные удобрения — переработано около 1,250 млн тонн груза. Компании, работающей в Николаевском порту, не удалось сохранить объемы перевалки на уровне прошлогодней – падение составило 4%. Металл и зерно – главные грузы для входящей в холдинг Портинвест севастопольской «Авлиты». «В 2013 г. грузооборот «Авлиты» составил 4,336 млн. тонн, что аналогично показателям 2012 г. Перевалка зерна (пшеница, ячмень, кукуруза) составила 1,413 млн. тонн от общего объёма»,— сообщили в дирекции по коммуникациям холдинга. При этом главный акцент в 2013 году компания делала на увеличение объемов перевалки металлопродукции. «За прошлый год через терминалы компании было перевалено 2,923 млн. тонн металла, что на 18% превысило показатели за 2012 г. Ввод в эксплуатацию новых складских мощностей в 2013 г. способствовал увеличению объёма перевалки металла»,— рассказали в Портинвесте, добавив также, что те же грузы – металл и зернов равной степени будут для «Авлиты» ключевыми и в 2014 году.


Вполне возможно, что стивидорным компаниям удастся заработать в 2014 году и на перевалке такого рентабельного груза, как контейнеры. Контейнерный грузооборот в портах в 2013 году вырос на 8,5%, причем контейнера стали также одной из немногих позиций, по которой порты нарастили транзит (+7,9%, на частных терминалах – 47,2%) – на ряду с автомобилями, прирост по которым составил 30% (в транзитном сообщении – 28,6%).

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n