Оброблено суден: 22

ИСПС: СИСТЕМА, НА ДЕЛЕ ДОКАЗАВШАЯ СВОЮ АКТУАЛЬНОСТЬ

2 апреля исполнился год полноценного функционирования в Одесском порту информационной системы портового сообщества (ИСПС) в зоне деятельности Южной таможни Миндоходов Украины. ИСПС — это организационно-техническая система, позволяющая накапливать, проверять, обрабатывать, сохранять и передавать в электронном виде информацию и документы, необходимые для осуществления приграничного, таможенного и др. видов контроля, оформления товаров и транспортных средств согласно законодательству Украины об электронном документообороте. Сейчас в электронную систему включены «свободная практика», переход с бумажного на электронный наряд и электронное разрешение на выезд из порта.

Когда зарождалась идея создания электронной системы, аналогов в отечественной практике не было. Как отметил на совещании в марте нынешнего года, на котором подводились итоги внедрения электронной системы, начальник службы стратегического развития ГП «АМПУ» Вячеслав Вороной, была поставлена задача «уйти от коррупционных схем, упростить процесс оформления контейнеров, минимизировать контакт бизнеса с контролирующими и государственными органами, перейти от бумажных носителей к электронным, что уже давно практикуется во всех передовых странах мира».

ПЕРВОПРОХОДЕЦ.
Первоначально была взята только одна технологическая цепочка — прибытие импортного груженого контейнера на судне и вывоз его автотранспортом. Согласно приказу председателя ГП «АМПУ» от 12.08.2013 г. со 2 сентября прошлого года оформление наряда на импортные контейнеры и получение разрешения на вывоз груза за пределы Одесского порта автотранспортом полностью переведено в электронный вариант, исключив при этом бумажные носители. Сейчас в порту реализованы три технологические цепочки: применение «свободной практики», прибытие контейнеров морем и убытие их автомобильным и железнодорожным транспортом. Конечная цель проекта — охват всей матрицы технологических цепочек и перевод бумажного документооборота в электронный во всех украинских портах.

Внедрение новшества в Одесском порту стало возможно благодаря пятилетней последовательной работы специалистов предприятия, АО «ПЛАСКЕ» и ГТСУ при поддержке Министерства инфраструктуры Украины: принят целый ряд нормативных документов, внесены изменения в Законы Украины, Постановления Кабмина, приказы ГТСУ и других ведомств.

Почему для внедрения пилотного проекта ИСПС был выбран Одесский порт? По словам члена Межведомственной рабочей группы по внедрению электронной системы «Единое окно -локальное решение» В. Вороного, такое решение связано с тем, что предприятие было наиболее подготовлено для перехода на электронный документооборот. В течение последних лет специалисты порта продвинулись в этом направлении, разработав и реализовав несколько информационных проектов.

ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
Задача портов, как известно, перегружать грузы с одного вида транспорта на другой. В тоже время, реализация проектов единого окна является весьма капитало- и интеллектуальноемкими задачами (анализ бизнес процессов, разработка программного обеспечения, прохождение государственной сертификации, приобретение соответствующего оборудования, обучение пользователей и т. д.). Таким образом, сотрудничество специалистов учрежденного АО «ПЛАСКЕ» Центра обработки данных (ЦОД) «ППЛ 33-35» (планирование портовой логистики, 33–35 – рекомендации Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям Европейской экономической комиссии ООН. – Ред.), которые создавали, разрабатывали электронную систему ИСПС, со специалистами ГП «АМПУ», таможенной службы, используя опыт, знания, и возможность выполнять необходимую работу, позволило в кратчайшие сроки построить ЦОД, который создает равные условия для предоставления клиентам качественных транспортно-экспедиторских услуг. Поэтому администрация Одесского порта, а после принятия Закона о портах и реформирования портовой отрасли ГП «АМПУ» и ООО «ППЛ 33-35» заключили договор о сотрудничестве по реализации ИСПС на безоплатной основе.

— Администрация морских портов Украины,— отметил начальник службы информационных технологий АМПУ Дмитрий Якименков,— выступает в роли руководителя и координатора проекта, а ООО «ППЛ 33-35» — исполнитель и эксплуатирующая организация. Это позволяет обеспечить реализацию требований государственной политики при построении национальной системы портового сообщества, и при этом, минимизировать затраты государственных средств.

Необходимо отметить, что в целом политика ГП «АМПУ» направлена на снижение расходов и уменьшения непрофильных видов деятельности. Аутсорсинг в области ИТ является одним из решений, позволяющем получать качественные услуги за меньшие деньги. В этом направлении мы сотрудничаем со многими ИТ предприятиями, одним из наших партнеров также является компания «ППЛ 33-35».

Специалисты компании обладают большим опытом работы в портах, в частности, участвовали в создании электронной системы, эксплуатирующейся в Одесском порту, благодаря этому в состоянии обеспечить качественный сервис по минимальной стоимости.

На сегодняшний день в целом по предприятию с учетом всех филиалов действует более 15 договоров на аутсоурсинг ИТ услуг, все были заключены в соответствии с Законом Украины № 2289-VI «Про здійснення державних закупівель (зі змінами)», и Законом Украины № 4852-VI «Про особливості здійснення закупівель в окремих сферах господарської діяльності», учитывая ожидаемую сумму закупки по договорам на момент их заключения, и действующем на предприятии «Положением о закупках».

По информации дирекции ООО «ППЛ 33-35», решением Межведомственной рабочей группы, созданной по поручению Премьер-министра Украины, определено, что проект «Единое окно — локальное решение» функционирует на принципах самоокупаемости. Это соответствует как европейской, так и мировой практике.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПС.
Так в чем же преимущества ИСПС? Казалось бы, об этом сказано и написано немало. И, тем не менее, на уже упомянутом совещании в АМПУ об этом очень подробно рассказал коммерческий директор ЦОД «ППЛ 33-35» Андрей Шевчук.

— Отпала необходимость делать несколько копий документов и самому нести их соответствующим должностным лицам. Экспедитор сам создает электронный наряд или за него это делает группа учета службы логистики и коммерческой работы администрации Одесского порта. При этом клиент сам выбирает удобный для него статус: заявителя (субъект, не подписавший договор с «ППЛ 33-35») или заказчика (подписавший договор на обслуживание «ППЛ 33-35»). Разница в том, что заказчик, не выходя из своего офиса, имеет возможность самостоятельно создавать электронные наряды и в режиме реального времени отслеживать их оформление. Если до ИСПС не было никакой возможности зафиксировать факт обращения в контролирующие органы, то теперь регистрация происходит в автоматическом режиме сразу же после создания электронного наряда.

Благодаря ИСПС стало возможным идентифицировать должностное лицо, осуществлявшее процедуру оформления документов либо отказавшее в оформлении. Очередность оформления наряда, которая прежде была прерогативой таможенного инспектора, сейчас формируется в автоматическом режиме в соответствии с действующим законодательством. Сокращено время оформления наряда в группе учета администрации порта, упразднены лишние этапы процесса оформления документов.

По сути, на сегодняшний день ИСПС – единственный признанный как юридически, так и большинством участников транспортного процесса в порту регистратор операций, дающий возможность как бизнесу так и государству контролировать и обеспечивать соблюдение требований законодательства при оформлении грузовых документов в порту.
Как подчеркнул В. Вороной, у экспедиторов есть альтернатива: никто не навязывает платные услуги ЦОД. Администрация Одесского порта, как и раньше, обслуживает клиентов, у которых нет договорных отношений с ЦОД. При этом работники администрации порта создают электронный наряд самостоятельно, т. к. это одно из главных условий обеспечения сохранности грузов в порту и предотвращения несанкционированного вывоза их с территории порта. Команду на открытие шлагбаума для выезда автотранспорта дает электронная система после проверки необходимых данных в электронном наряде.

У ИСПС, как у любого новшества, среди пользователей, а это 405 субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 383 экспедиторских фирм, есть как сторонники, так и противники. Результат анкетирования, проведенного администрацией Одесского порта, однозначно подтверждает, что благодаря электронной системе стало легче работать, исчезли очереди в таможенном посту «Одесса-порт», упрощен процесс оформления контейнеров. Уже сегодня, работа в ИСПС исключает необходимость непосредственного предоставления в таможенный орган бумажных экземпляров нарядов и простаивании в очередях для так называемого «выяснения» вопроса визировки. Ожидается, что при переходе на электронный обмен информацией между морскими агентами и портовыми операторами, как одного из звеньев в технологии обработки грузов в порту, который на сегодня подвергается критике как сдерживающий фактор, появится возможность перейти к следующим этапам ускорения и упрощения процесса в целом.

Если перефразировать слова У. Черчилля в отношении демократии, то можно сказать, что, возможно, ИСПС – не самый совершенный проект, но «ничего лучшего пока человечество не придумало».

В то же время электронная система постоянно совершенствуется. Чтобы исключить ранее имевшие место конфликты между экспедиторами и контролирующими органами при формировании очередности оформления нарядов, провайдер системы по техническому заданию, разработанному ГП «АМПУ» и согласованому с инициативной группой представителей экспедиторского бизнеса, реализовал алгоритм электронной очереди. Список электронной очереди формируется согласно дате и времени подачи документов. Законодательством оговорены случаи первоочередного оформления наряда.

— Администрация морских портов Украины — отметил В. Вороной,- поддержала предложение портового сообщества о том, чтобы в ИСПС в режиме реального времени отражалось состояние электронной очереди. Данная функция была реализована и теперь все заинтересованные стороны могут видеть любые изменения в формировании очереди электронных нарядов. Наша задача — вместе с экспедиторами, линейными агентами, портовыми операторами создать условия для эффективной работы и разработать прозрачный механизм процесса оформления документов, дать возможность экспедиторам отстаивать свои законные права в случае нарушения процесса.
С 12 марта в порту Южный стартовал один из модулей ИСПС — «свободная практика». В Ильичевском морском порту в ближайшее время начнется опытная эксплуатация ИСПС. Во время рабочего визита в николаевский регион 3–4 апреля также обсуждался вопрос перспектив создания ИСПС в Николаевском порту.

Как свидетельствует последняя статистика ГП «АМПУ», со 2 апреля 2013 г., начала опытной эксплуатации ИСПС в Одесском порту, до апреля 2014 года в электронном режиме в морских портах Украины было обработано порядка 140 тыс. контейнеров. Есть все основания полагать, что по мере внедрения электронной системы в других портах страны эта цифра будет расти. Все новое с трудом пробивает себе дорогу, но со временем завоевывает все больше сторонников. Это закономерность.

Т. ОВРУЦКАЯ.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n