Оброблено суден: 22

Скасування сертифікації якості та послуг зі зберігання зерна: у Держсільгоспінспекції все ж залишаються важелі впливу

26 апреля 2014 года вступил в силу Закон Украины № 1193-VII от 09.04.2014 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении сокращения количества документов разрешительного характера» (далее – Закон).


Принятие Закона имеет колоссальное влияние на рынок зерна в Украине. Закон вносит изменения в ЗУ «О зерне и рынке зерна в Украине» в результате которых, во-первых, полностью отменяется обязательная сертификация качества зерна при внутренних перевозках в Украине, а также при осуществлении экспортно-импортных операций с зерном, и во-вторых, отменяется сертификация услуг по хранению зерна, проще говоря – сертификация элеваторов.

Принятие Закона соответствует Программе экономических реформ на 2010–2014 гг., в которой предусматривается гармонизация системы стандартов и технического регулирования сельскохозяйственной продукции в соответствии с нормами ЕС. При этом также предусматривается отмена всех требований в части получения производителями пищевых продуктов согласований, сертификатов, выводов и других документов, которые не применяются в законодательстве ЕС, а также максимально сократить время предоставления документов операторам рынка.

Отмена сертификации качества зерна являлась крайне необходимым шагом для дальнейшего развития рынка зерна. Со слов участников рынка, получение сертификатов было связано с коррупцией. В прессе много писалось о различных схемах, ставках и прочее, поэтому останавливаться на этом более детально не буду.

Однозначно, что отмена сертификации упростит жизнь всем участникам рынка, снимет очередной ненужный административный барьер, наличие которого на сегодняшний день не отвечает требованиям рынка. Сертификат качества в большинстве случаев является бесполезным документом, так как значительная часть участников рынка используют заключения международных сюрвейеров. Особенно важно подчеркнуть бесполезность сертификата при экспорте – иностранные покупатели не признают сертификат, выданный Госсельхозинспекцией, а требуют отчеты международных сюрвейеров. При этом, из моего опыта консультирования «зерновиков», получение сертификата качества при экспорте зерна очень часто использовалось как механизм административного воздействия на участников рынка.

Согласно действующему до вступления в силу Закона законодательству, сертификат качества выдавался в течение 3 дней. При этом, учитывая дефицит в Украине вагонов-зерновозов, сертификация качества зерна являлась камнем преткновения в оборачиваемости вагонов, что приводило к допзатратам для участников рынка, простоям составов и, в целом, уменьшению темпов торговли зерном, в том числе и темпов экспорта.

С отменой сертификации можно рассчитывать на увеличение оборачиваемости вагонов-зерновозов, что приведет к снижению спроса на перевозку зерна автомобильным транспортом, и увеличение доли перевозок ж/д транспортом. Это позволить несколько разгрузить напряжение на автомобильных дорогах и снять также вопросы администрирования перегрузов при перевозках, которые существуют сегодня.

По подсчетам профильных ассоциаций, отмена сертификации качества зерна позволит сэкономить участникам рынка до 1 млрд. грн. ежегодно. Так как эти деньги фактически уменьшали закупочные цены, можно ожидать, что это финансовое бремя будет полностью снято с производителей, что поможет им получать дополнительные оборотные средства.

Так как сертификат качества предполагал также проведение анализа на наличие ГМО, что очень часто занимало значительное время и действительно было существенным административным барьером, отмена сертификата позволит избавиться и от получения протоколов по ГМО. Особенно важно это для масложировой отрасли. К примеру, в семечке подсолнуха не содержится ГМО. Тем не менее, для транспортировки данного товара на каждое транспортное средство (грузовой автомобиль/вагон) необходимо было получать сертификат качества и проводить тест на ГМО. С учетом забюрократизированности процесса, очень часто имели место срывы поставок сырья на маслоэкстракционные заводы. К примеру, в конце 2013 года была угроза остановки нескольких заводов из-за невозможности получения сертификата качества по независящим от поставщиков причинам.

Подытоживая, можно сказать, что отмена сертификации качества будет иметь положительный эффект на динамику торговли, увеличение возможностей транспортной инфраструктуры и увеличение добавленной стоимости для производителей зерновых.

В отношении отмены сертификации услуг по хранению зерна стоит отметить, что это приведет к уменьшению финансовой нагрузки на собственников элеваторов, а также существенно снизит административную и коррупционную составляющую данного процесса. На наш взгляд, собственник элеватора в первую очередь должен быть заинтересован, чтобы качество принятого на хранение зерна соответствовало необходимым стандартам и обязательствам.

В связи с отменой сертификации качества и услуг по хранению зерна Законом предусматривается ликвидация соответствующих реестров, которые ведет Госсельхозинспекция.

Несмотря на отмену указанных документов, у Госсельхозинспекции все же остаются рычаги влияния на качество услуг по хранению зерна, а также есть возможность получать и контролировать информацию в отношении качества зерна и его остатков.

Так, в отношении сертификации элеваторов стоит отметить, что в соответствии со ст. 5, 6 ЗУ «Об основных принципах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности», а также в соответствии с Постановлением КМУ от 6.03.2013 года № 191, Госсельхозинспекция имеет право проводить плановые и внеплановые проверки элеваторов. При этом принцип проверок состоит в том, чтобы чаще проверять элеваторы, деятельность которых несет в себе больше рисков, и, наоборот.

В соответствии со ст. 20 ЗУ «О зерне и рынке зерна в Украине» все субъекты рынка зерна обязаны каждый месяц декларировать объемы прихода, расхода и остатков зерна в разрезе его видов и классов. Учитывая также, что пропускная способность элеваторов является постоянной величиной, Госсельхозинспекция всегда имеет возможность контролировать объемы остатков зерна на внутреннем рынке. Также стоит учитывать и тот факт, что зерносклады обязаны выдавать поклажедателю складские документы на зерно. Реестр таких документов позволяет Госсельхозинспекции также контролировать и проводить мониторинг состояния рынка фактически в онлайн режиме. Таким образом, действующее законодательство еще раз подтверждает целесообразность отмены сертификации качества и услуг по хранению зерна в связи с наличием альтернативных механизмов контроля за рынком.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n