Оброблено суден: 22

Порт і місто: як знайти баланс інтересів

Очередным шагом портовой реформы может стать привлечение муниципальных властей к развитию морских портов. Частный бизнес предлагает заинтересовать местные власти финансово – перечислением части портовых сборов в городские бюджеты. Что думают по этому поводу в мэриях.

Власть и субъекты портового сообщества сегодня рассматривают варианты приближения украинской отраслевой законодательной базы к европейским аналогам – и, прежде всего, стимулирования участия местного самоуправления в развитии морских портов. Стимулирования самого эффективного – финансового.

Идея отнюдь не нова для крупнейших портов Европы. Связка порт-муниципалитет существует, во-первых, на уровне акционерного капитала – в том же Роттердаме, Гамбурге и ряде других крупных портовых городов муниципалитету принадлежат крупные пакеты акций компаний, осуществляющих стратегическое управление землями и активами порта. Во-вторых, предусмотрены и законодательные обязательства, обязующие портовые администрации направлять часть средств, поступающих от портовых сборов, в муниципальные бюджеты. Такая схема работает в портах Прибалтики и именно ее предлагают взять за основу и в Украине: «По опыту Прибалтики, отчисления могут составить, к примеру, 10%. – предлагает Генеральный директор холдинга „Портинвест“ Александр Смирнов. С одной стороны, это станет мотивацией для городских властей участвовать в развитии портов. С другой стороны – усилит общественный контроль за работой АМПУ и целевым использованием портовых сборов для развития социальных объектов городской инфраструктуры».

Мэрии требуют взаимодействия Отношение представителей местных властей в портовых городах к этой идее – в целом положительное. А заинтересованы они в первую очередь не столько в участии мэрий в развитии портов, сколько наоборот – участии морских портов в развитии городской инфраструктуры. Впрочем, если эта идея заработает, то развитие станет взаимным – в этом и есть смысл идеи.

«Считаю, что участие морских портов в развитии городской инфраструктуры и отчисление части портовых сборов в муниципальный бюджет в определенной мере смогли бы решить проблемы города, что позволило бы сделать его более комфортным для жизни и ведения бизнеса», – заявил Центру транспортных стратегий первый заместитель городского головы Николаева Юрий Андриенко. С ним согласна и замначальника финансового управления горсовета Южного Алена Багрянцева: «Наша основная задача, как власти, – пополнение бюджета. Поэтому мы приветствуем такую идею и поддержим ее, если она будет предложена на законодательном уровне». В Одесской же мэрии дали понять, что ничего негативного об этой идее не скажут, но детализировать позицию не стали. Возможно – из-за того, что вопросы сотрудничества города и порта в Южной

Пальмире давно уже, в отличие от многих других портовых городов, имеют политическую окраску.

Полностью одобряют идею, выдвинутую на общественное обсуждение частными стивидорными компаниями Украины об отчислении части портовых сборов в бюджет города в Измаиле. Там предлагают эти деньги направлять на выполнение собственных полномочий городской громады. «По состоянию на 1 января 2014 года в бюджет Измаила от ГП „Измаильский морской торговый порт“ поступило 14 млн грн, а от филиала ГП АМПУ – 1,2 млн грн. Удельный вес поступлений от портов по Измаилу составляет 16,4% общего объема собственных поступлений бюджета города»,— сообщил в письме порталу ЦТС мер Измаила Абрамченко.

Вместе с тем, есть и противоположный взгляд на ситуациюв Ильичевске, где финансовое будущее порта связывают только с портовыми сборами, а не с появлением новых стивидорных проектов и развитием городской и припортовой инфраструктуры. Сегодня следует говорить о перераспределении средств между ГП и администрациями портов,- убеждает первый заместитель городского головы Ильичевска Сергей Быченко. «Ведь тот, к кому, собственно, судно и зашло, не получает ничего. Поэтому мы не будем настаивать на реализации инициативы по направлению части портовых сборов в городские бюджеты. Мы заинтересованы не в том, чтобы еще больше „обдирать“ предприятия, а в том, чтобы порт успешно работал, а портовики получали хорошую зарплату, тогда и будет наполняться наш бюджет», – говорит Сергей Быченко.
1,5 или 30 процентов? Сегодня порты формируют взнос в местные бюджеты преимущественно по двум каналам: подоходный налог с зарплаты портовиков и плата за землю от

предприятий в местный бюджет – таковы основные статьи отчислений, и это подтвердили практически во всех портовых городах. Другое дело – что объемы поступлений исчисляются по утвержденной формуле и разнятся в зависимости от масштаба, собственно, порта, а не от нужд местного бюджета. Поэтому в разных городах доля портового участия весьма отличается. К примеру, в Южном – это порядка 41 млн грн в год, что, по словам замначальника финуправления Алены Багрянцевой, составляет около 30% городского бюджета. В Одессе же, по данным Департамента информации местного горсовета, налоги и сборы в местный бюджет от ГП «Одесский морской торговый порт» составили 34 млн грн в 2012 году и 25 млн грн в 2013 году – что является соответственно 1,5% и 1,1% в общем объеме поступлений по Одессе.

Что ж, 1,5% и 30% – разница чувствительная, и исправить такое «неравновесие» может реализация идеи о долевом участии портов в формировании местных бюджетов. Специалисты юридической фирмы «АНК» также считают эти меры целесообразными, но отмечают необходимость изменения существующего законодательства. «Согласно Закону о морских портах Украины и Приказу Министерства инфраструктуры Украины „О портовых сборах“, основная их часть оплачивается в пользу АМПУ, кроме маячного сбора, который направляется в пользу Госгидрографии. В таких условиях местные бюджеты не получают никакой финансовой выгоды от судозаходов в порты – и не заинтересованы в успешном развитии портов, вследствие чего не участвуют в процессе сотрудничества, направленного на такое развитие», – отметил глава правления «АНК» Александр Кифак. Как один из вариантов — законодательство многих развитых европейских стран предусматривает частичное перечисление портовых сборов в местные бюджеты (например, в Латвии, Дании, такая практика применяется также в ряде портов Португалии и Германии)и для Украины можно использовать этот опыт.

Если немного детализировать этот опыт, то, к примеру, власти Латвии утвердили данную практику на законодательном уровне осенью 2013 года. Согласно поправкам к Закону о портах, управления Рижского свободного пота, Вентспилского свободного порта и Лиепайской специальной экономической зоны обязаны перечислять в бюджет платежи за использование стратегической инфраструктуры. Сумма отчислений в госбюджет, как и выплаты в специальный бюджет самоуправлений, составляет 10% от тоннажного и канального сбора, а также сбора с малых судов и якорного сбора. «Порты приравниваются к государственным и муниципальным хозяйственных обществам, целью которых является эффективное управление активами и повышение отдачи, например, в виде дивидендов. Поэтому управления портов должны предоставить эту отдачу уже в бюджет 2014 года», – указывалось в комментариях латвийского министерства экономики.

Приживется ли прибалтийский опыт на украинских землях – вопрос к профильному комитету ВР по транспорту и связи, и, в конечном итоге, ко всему составу парламента. Но успех и эффективность сотрудничества портов и муниципалитетов в значительной мере будут зависеть от вовлечения двух сторон: в Роттердаме и Вентспилсе это давно усвоили и успешно используют – именно муниципалитеты здесь являются основными лоббистами развития порта, потому что понимают: выиграет предприятие, выиграет и город. Одессе, Ильичевску, Южному или Николаеву перспективы этой «командной игры» только предстоит оценить.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n