Оброблено суден: 22

Морська гігантоманія: чому контейнерні перевізники марять ідеями спілок

Альянс контейнерных гигантов P3 Network, о котором так долго говорили, не состоялся. Несмотря на это, объединение перевозчиков остается трендом. За последние месяцы начали создаваться другие альянсы, которые только усилят конкуренцию на рынке контейнерных перевозок.

С каждым годом конкуренция на рынке контейнерных перевозок неуклонно растет. Дабы удержать свои позиции, перевозчики вынуждены группироваться. Первыми это поняли лидеры рынка, попытавшиеся монополизировать рынок. Так, в июне прошлого года было анонсировано создание торгового альянса P3 Network, куда должны были войти Maersk Line, Mediterranean Shipping Co (MSC) и CMA CGM. Весной процесс объединения сдвинулся с мертвой точки и казалось, что вот-вот – и мы увидим появление на рынке настоящего союза гигантов. Однако уже летом китайские контролирующие органы заблокировали данный мегаальянс. С тех пор утекло немало воды, но тенденция к объединению только окрепла. Теперь идеями союзов заразились и более мелкие перевозчики.

Maersk не сдается. Как правило, именно лидеры задают правила игры на рынке. Среди контейнерных перевозчиков таковым является датская компания Maersk Line. Именно она инициировала создание альянса P3 Network. Провал данной инициативы был ударом для Maersk Line, а решение китайских властей – сюрпризом. О чем во всеуслышание заявил глава группы Moller-Maersk Group Нильс Смедегард Андерсен (Nils Smedegaard Andersen). Несмотря на это, менеджмент датского холдинга решил не отступать от намеченных целей. А инициированный ранее мегальянс подвергся ребрендингу и был немного урезан. Теперь объединение получило название 2M alliance, а в его состав были включены лишь две компании – Maersk Line и MSC.

На этот раз руководство Maersk Line, имея за плечами горький опыт, решило действовать активнее. И уже в течение августа-сентября основные вопросы по созданию объединения были улажены. Если с американскими и европейскими регуляторами проблем не возникло, то с китайскими ведомствами пришлось повозиться. Руководству датский компании неоднократно посещало Китай для проведения переговоров, даже после того, как 12 августа 2M alliance был зарегистрирован в Поднебесной. Такую перемену можно объяснить тем, что новый альянс, в отличие от P3 Network, не настолько опасен для китайских грузовладельцев и грузоперевозчиков. В частности, на направлении Азия-Европа 2M alliance будет контролировать только 30% грузопотока вместо 45%, которые могли бы быть в портфеле P3 Network.

Альянс в догонку. Неудача с созданием альянса P3 Network заставила французскую компанию CMA CGM идти своим путем. Менеджмент перевозчика хорошенько поломал голову, и в результате в начале сентября было объявлено о созданииальянса Ocean Three, который по многим показателям дышит в спину 2M alliance. Новое объединение оказалось достаточно пестрым, если посмотреть на его участников. Кроме французской CMA CGM, в его состав вошли китайская China Shipping Container Lines (CSCL) и арабская United Arab Shipping Company (UASC). Отметим, что последняя компания является совместным предприятием шести государств Персидского залива (Бахрейна, Ирака, Катара, Кувейта, ОАЭ и Саудовской Аравии).

С другой стороны, такой состав является вполне ожидаемым. По мнению операционного директора аналитической компании SeaIntel Maritime Analysis Алана Мерфи (Alan Murphy), все члены Ocean Three очень хорошо дополняют друг друга, особенно на ключевом направлении Азия-Европа. Схожей точки зрения придерживается и британская исследовательская группа Drewry Maritime Research. Так, в недавнем отчете группы говорится, что объединение имеет хорошую перспективу развития и может стать достойным конкурентом 2M alliance. Стоит отметить, что процесс создания Ocean Three еще не завершился, однако большинство аналитиков прогнозируют позитивный результат.

Тихой сапой. На фоне вышеописанных пертурбаций процесс объединения немецкой Hapag-Lloyd и чилийской CSAV кажется образцом уверенности и спокойствия. О начале переговоров между компаниями было объявлено еще в конце прошлого года. Затем, шаг за шагом они продвигались вперед. В апреле было принято окончательное решение о слиянии, в августе получено одобрение Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии США, а недавно – еще и Антимонопольной комиссии ЕС.

Такую уверенность можно объяснить по-разному. Однако определяющим фактором является специфика сделки: слияние двух компаний, а не заключение альянса. Поэтому в данном случае перевозчики готовы идти на гораздо большие жертвы. В частности, во время анализа эффекта от объединения Hapag-Lloyd и CSAV Антимонопольная комиссия ЕС пришла к выводу, что сделка приведет к повышению цен на контейнерные перевозки на трансатлантических маршрутах, прежде всего, между Западной Европой с одной стороны и Карибским бассейном, Южной Америкой с другой. Об этом неоднократно заявлял еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния (Joaquín Almunia). Дабы завершить сделку CSAV пришлось отказаться от нескольких маршрутов, которыми она оперировала совместно с компанией MSC.

Таким образом, следующий год для рынка контейнерных перевозок обещает быть интересным и необычным. Во-первых, заработают два новых альянса – 2M Alliance и Ocean Three, вплотную конкурирующих друг с другом. Во-вторых, третий альянс – G6 во главе с Hapag-Lloyd – будет усилен. Вполне возможно, что на рынке может разыграться «битва титанов». Или хотя бы небольшой триллер. Однако это только предположение. Насколько оно правдоподобно будет зависеть от жизнеспособности новых альянсов и от того, насколько их члены смогут работать в команде. В то же время, не исключено, что такого рода перегруппировка контейнерных перевозчиков приведет к оживлению рынка.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n