Оброблено суден: 22

ІСПС в Одеському порту — сучасна електронна система, яка здатна «постояти сама за себе»

В развитых странах мало кого удивишь терминами «электронный кошелек», «электронное образование», «электронный кабинет налогоплательщика» и т. д. Можно сказать, что европейцы уже живут в «электронном обществе». Украина в этом плане делает первые шаги. Но скорость распространения «онлайновых» технологий в отечественном бизнесе, госуправлении, других сферах человеческой деятельности растет в геометрической прогрессии. Наглядный пример — перевод в безбумажный формат документооборота морских портов и внедрение проекта «Единое окно — локальное решение» в качестве базисной технологии оформления контейнерных грузов, следующих через порты в режиме импорта, экспорта, транзита.

Об идеологии и целях внедрения ИСПС («Информационная система портового сообщества») написано уже достаточно много. Тех, кто нуждается в квалифицированной характеристике системы, отсылаем к публикациям на сайтах Администрации морских портов Украины (www.uspa.gov.ua) и аналитического портала «Центр транспортных стратегий» (www.сfts.org.ua).

Если совсем коротко, буквально пунктиром, обозначить главные вехи на 4-летнем пути развития ИСПС, получится следующая хронология.

В 2011 году, в рамках исполнения поручений премьер-министра Украины, по инициативе Украинского национального комитета Международной торговой палаты была создана Межведомственная рабочая и экспертная группы по вопросу внедрения проекта «Единое окно – локальное решение» в зоне деятельности Южной таможни и портов Одесской области.

В ноябре 2012 года в Одесском порту в тестовом режиме вводится переходный (тестовый) режим параллельного функционирования бумажного и электронного документооборота при оформлении контейнерных грузов «субъектами-добровольцами» ВЭД.

В апреле 2013 года на параллельный документооборот переводятся операции всех субъектов ВЭД, занятых в контейнерном бизнесе.

20 сентября 2013 года в Одесском порту проходит официальная презентация ИСПС и проекта «Единое окно – локальное решение». Эту дату можно считать официальной точкой отсчета новой – «электронной» эры оформления контейнеров в Одесском порту. Далее, под руководством службы стратегического развития ГП «АМПУ» началось пошаговое внедрение новых модулей электронного оформления грузов в крупнейших украинских портах.

К настоящему времени можно говорить об эффективном использовании:

— в Одесском МТП — «Электронного наряда» для груженых контейнеров, прибывающих на судах, и следующих затем из порта автомобильным и железнодорожным транспортом;
— в Ильичевском порту — «Электронного наряда» для груженых контейнеров, которые вывозятся автомобильным транспортом;
— модуля «Свободная практика» в Одесском МТП и МТП «Южный»;
— модуля «Электронная очередь» для субъектов ВЭД;
— модуля «Причины досмотров и взвешивания», который позволяет транспортно-экспедиторским компаниям получать информацию о причинах назначенных форм контроля;
— модуля для оформления должностным лицом таможенного органа квитанции «МД-1» без предоставления бумажной формы наряда и информирования экспедитора о ее оформлении с помощью ИСПС.

По состоянию на конец прошлого года к ИСПС были подключены наряду с портовыми и таможенными службами, операторами контейнерных терминалов, более 500 экспедиторских компаний.

Осенью т.г. ГП «АМПУ» заключила соглашение об информационном сотрудничестве со всеми контролирующими и правоохранительными органами, которые принимают участие в оформлении грузов в морских портах.

Таким образом, ИСПС стала единым коммуникатором всех государственных и частных структур, имеющих отношение к транспортировке, перевалке, проверке и оформлении контейнерных грузов, следующих через украинские морские порты.

Внедрение информационной системы привело к сокращению времени на каждой технологической операции в порту, оптимизировало логистику путем предоставления всем сторонам оперативной, корректной и легитимной информации, минимизировало контакты бизнеса и чиновников, что снизило коррупционные риски.

Но главным, видимым невооруженному глазу, результатом внедрения ИСПС стало сокращение среднего показателя времени нахождения автомобилей-контейнеровозов на территории порта – с 15–12 часов до 2 часов. Почти как в Европе.

Наиболее заинтересованной стороной в продвижении системы являются экспедиторские компании, сотрудники которых не бегают, как раньше, по порту с ворохом бумаг, собирая подписи для вывоза контейнера из порта. Теперь все их запросы «пульсируют» по нитям оптоволоконного кабеля, а согласовывающие инстанции ставят на электронные документы электронные визы. Быстро. Удобно. Прозрачно. XXI-й век, одним словом.

Но… Как и любая новая технология, тем более прорывного характера, ИСПС встречает на своем пути яростную критику. И прежде всего со стороны тех, чью работу она призвана облегчить.

Последние по времени словесные баталии разработчиков и критиков ИСПС имели место на состоявшемся в октябре т.г. 17-й Международной конференции «Транзитный потенциал Украины. Эффективная инфраструктура и логистика на транспорте в странах Юго-Восточной Европы»

Наряду с прочим, с трибуны конференции в адрес сегмента ИСПС в Одесском порту прозвучали обвинения в том, что «Электронный наряд» вовсе не упростил и не облегчил работу экспедиторским компаниям, что последние вынуждены работать в ИСПС только потому, что у них нет альтернативы, и что в порту работа по оформлению «Электронного наряда» организована не должным образом, в связи с чем возникают большие очереди.

На все эти обвинения Владимир Проценко, руководитель службы логистики и оформления автотранспорта администрации Одесского порта, ответил весьма оригинальным способом: пригласил всех участников заседания незамедлительно выехать на терминал и своими глазами увидеть — как и что происходит.

Предложение посмотреть на практике работу «единого окна» по оформлению контейнеров на терминале таможенной очистки с благодарностью приняли представители Минэкономразвития, Украинской логистической ассоциации, кафедры «Менеджмент и маркетинг на морском транспорте» ОНМУ, ряд других специалистов.

Все они в течение полутора часов имели возможность наблюдать работу учетной группы СЛиОА администрации порта, таможенных инспекторов, диспетчерской и др. В ходе экскурсии В. Проценко комментировал происходящее и отвечал на вопросы гостей.

Отзывы об этой экскурсии привлекают внимание своей содержательностью и стремлением к объективной оценке увиденного. Как нам представляется, для истории ИСПС будут иметь ценность несколько довольно обстоятельных фрагментов из этих писем, в которых отражены не только впечатления, но и конструктивные предложения.

М. Григорак, президент Украинской логистической ассоциации (УЛА):
«От имени УЛА искренне благодарю за ознакомление с технологией работы «Единого электронного окна» в Одесском морском порту и выражаю поддержку усилий администрации порта по внедрению новейших информационных технологий для обслуживания клиентов.
Хочу также информировать Вас, что по результатам нашего опроса ряда постоянных клиентов (транспортно-экспедиторских и логистических компаний) можно сделать вывод о том, что функционирование Информационной системы портового сообщества создает ряд неоспоримых преимуществ для субъектов ВЭД:
— введение модуля «Электронной очереди» позволило упорядочить отношения между экспедиторами, администрацией порта и контролирующими государственными органами, сделать более прозрачными контрольные процедуры;
— значительно уменьшилась продолжительность оформления пропусков на контейнерный терминал, заявок (нарядов) на отгрузку контейнеров из порта и таможенных процедур;
— многократно уменьшились случаи пропажи контейнеров.
В целом можно однозначно констатировать, что внедрение технологии «единого электронного окна» в Одесском морском порту является прекрасным примером партнерства государства и бизнеса в контексте упрощения контрольных процедур в пунктах пропуска с применением электронного документооборота.
Мы понимаем, что любые инновации требуют времени для их восприятия и последовательного совершенствования процессов и процедур, связанных с обслуживанием портовыми структурами своих клиентов. Вместе с тем, мы надеемся, что ряд замечаний опрошенных нами клиентов будут способствовать общему улучшению этих процессов.
Так, по мнению респондентов,
— отсутствие обратной связи и возможностей интеграции с информационными системами клиентов создают барьеры для полномасштабного информационного обмена и использования электронных форм документов;
— целесообразно было бы подключить к ИСПС судоходные линии и экологическую службу для автоматизации радиологического контроля;
— желательно расширить функциональные возможности ИСПС, в частности, включить в систему модули процессинга по всем видам платежей;
— рассмотреть возможность включения расходов на информационное обслуживание в систему до портовых сборов».

В. Барышникова – к.э.н, доцент Одесского Национального Морского Университета:
«На территории, где мы были, действительно отсутствовали какие-либо очереди экспедиторов, водителей или других участников процесса, связанного с вывозом контейнеров из порта. На рампе досматривалось всего несколько машин.
…Среди прочего, в ходе вопросов-ответов по функционированию «единого окна» как комплексной информационной системы, объединяющей всех участников транспортного процесса, нам объяснили, что на данном этапе полностью автоматизирован только процесс «визировки наряда». И даже к этому этапу порт шел 4 года.
Все участники экскурсии довольно высоко оценили стремление работников Одесского порта (в частности начальника службы логистики Проценко В. В.) к внедрению системы европейского уровня обслуживания в Одесском порту.
Однако возникает вопрос: если только один элемент системы в порту вводили 4 года, то сколько же времени потребуется на внедрение действительно комплексной системы европейского уровня?
Внушает оптимизм, что среди работников порта есть профессионалы, которые стремятся вывести свое предприятие на действительно достойный, конкурентоспособный европейский уровень. Однако даже высокий профессионализм и творческая инициатива сотрудников, как показывает практика, в сложившихся условиях не достаточны. Нужна тесная кооперация и сотрудничество всех участников процесса транспортировки контейнерных грузов через Одесский порт, а главное действенная и профессиональная поддержка со стороны правительства, Министерства инфраструктуры и Администрации морских портов»…


О. Шушпанников — начальник отдела маркетинговых и коммуникационных проектов ГП «Держзовнішінформ» Минэкономразвития Украины:
Будучи участником конференции «Транзитный потенциал Украины. Эффективная инфраструктура и логистика на транспорте в странах Юго-Восточной Европы» был удивлен высказываниями, которые явно обвиняли ИСПС и должностных лиц порта в препятствовании оформления грузов на территории предприятия.
Несправедливость и тенденциозность этих оценок наглядно проявилась при осмотре на терминале в Одесском порту рабочих мест (их три) по работе в ИСПС, а также модуля выдачи пропусков для автотранспорта. Система действительно работала, никаких очередей не было.
Более того, по словам сотрудника порта, из 400 компаний на сегодняшний день активно осуществляют свою деятельность лишь 220 компаний, и только 6 из них обращаются в порт для создания нарядов в ИСПС. Остальные компании уже самостоятельно работают из своих офисов.
Следует также отметить и позитивное мнение относительно ИСПС инспектора таможни группы визировки, который достаточно объективно, на мой взгляд, рассказал о наличии благоприятных условий в работе при использовании данной системы.
В ходе экскурсии мне представилась возможность прямо спросить у представителей нескольких экспедиторских компаний: какие у них есть претензии и замечания по работе ИСПС.
В качестве ответов были только положительные отзывы. Больше всего запомнился рассказ одного из собеседников, который признался, что до момента появления ИСПС ему, чтобы завизировать наряды, приходилось занимать очередь с четырех часов утра. Все перечисленное ставит под большие сомнения правдивость негативных высказываний об ИСПС, которые звучали на конференции».

- Экскурсия на терминал в качестве аргумента в споре с нашими оппонентами была самым настоящим экспромтом,— говорит В. Проценко. И мне приятно, что этот экспромт не только себя оправдал как инструмент получения самой объективной информации и как доказательство беспочвенности обвинений в адрес ИСПС, но и предоставил весьма ценные замечания, которые будут использованы для дальнейшего совершенствования системы.

Как образно выразился затем В. Проценко, главным результатом экскурсии стало то, что «ИСПС сама себя защитила»: экскурсанты не увидели обещанных очередей, а на вопросы к представителям экспедиторских компаний типа «Почему вы пользуетесь ИСПС?», те отвечали просто: «Это быстро и удобно». Ни один из экспедиторов не сказал, что его заставили использовать ИСПС, или что он хотел бы от нее отказаться.

- ИСПС действительно востребована экспедиторами, что подтверждается статистикой, — сказал в заключение В. Проценко. - Так за день, когда проходила экскурсия, на оформление без ИСПС был подан один бумажный наряд против 250 поданных экспедиторами посредством ИСПС. Какие еще нужны аргументы, подтверждающие спрос на данный продукт? Очередей, на которые указывали наши оппоненты с трибуны Конференции, мы также не увидели. Таким образом, можно сделать вывод, что новая система органично вписалась в современную парадигму информационного обеспечения транспортных и логистических процессов и вышла на тот уровень, когда вопрос о ее целесообразности просто неуместен. Как неуместен, скажем, вопрос о целесообразности использования в наши дни компьютеров, мобильных телефонов и других электронных устройств…

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n