Оброблено суден: 22

ПРАВДОЛЮБЦЫ ИЛИ БОРЦЫ ПРОТИВ НОВОГО?

Что стоит за неприятием информационной системы портового сообщества (ИСПС)

ИСПС — это организационно-техническая система, позволяющая накапливать, проверять, обрабатывать, сохранять и передавать в электронном виде информацию и документы, необходимые для осуществления приграничного, таможенного и др. видов контроля, оформления товаров и транспортных средств. Сейчас в электронную систему включены «свободная практика», переход с бумажного на электронный наряд и электронное разрешение на выезд из порта и много других модулей.

В последнее время аббревиатура ИСПС очень часто упоминается в электронных и печатных СМИ в связи с внедрением ее в отечественных портах. Это процесс происходит поэтапно. Сегодня акцент делается на контейнерных грузах, потому что данный сегмент транспортного процесса является наиболее проблемным. Задача-максимум — внедрение ИСПС, охватывающей все производственные цепочки, во всех морских портах страны. Но это нравится не всем.

Бумажных дел мастера

Как известно, в последнее десятилетие основной объем высоколиквидных товаров перемещается через границу в контейнерах. Начиная с 2009-го, в портах, перерабатывающих контейнерные грузы,— Одесском и Ильичевском — наметился прирост объемов их перевалки.

В этот период действовала определенная система вывоза контейнера из порта. Экспедитор, представляющий интересы грузовладельца, должен был простоять многочасовые, а иногда и многодневные очереди только для того, чтобы получить разрешение на въезд автомашины, приехавшей за контейнером. Само понятие «экспедитор» исказилось и приобрело нарицательное значение. Вместо того, чтобы, находясь у себя в офисе, строить логистические цепочки, оптимизировать маршруты перемещения товаров, общаться со своими зарубежными коллегами, представитель экспедиторской компании превращался в «ходока», «бегунка» или в «бумажных дел мастера».

Серьезные убытки несли и компании — автоперевозчики, которые вынуждены были «загонять» в порт или на накопительные площадки свои транспортные средства. Машины простаивали сутками, а то и неделями, и как результат — километровые очереди грузового транспорта вблизи портов.

Экспедиторы и автоперевозчики забрасывали жалобами все инстанции, начиная от Президента страны и заканчивая начальником подразделения контролирующей службы о том, что наряды на отгрузку товаров не принимаются к рассмотрению, а все попытки зафиксировать факт принятия документа в работу ни к чему не приводят.

Возможность подделки в бумажных документах отметок таможенной и пограничной служб, приводила к случаям несанкционированного вывоза груза из порта, т. е. попросту воровству.

Чтобы хоть как-то сдвинуть дело с мертвой точки, при таможнях начали создавать т. н. «летучие отряды» из представителей общественных советов, перевозчиков и экспедиторов, но и они не дали никакого результата.

Одновременно появились и окрепли предприятия-посредники с мощным административным и финансовым ресурсом, которые, минуя очереди, легко заходили в кабинеты и оформляли сотни контейнеров с импортными товарами широкого потребления. Такие структуры добились значительного успеха на рынке экспедиторских и брокерских услуг, вытеснив при этом более мелких участников транспортного процесса.

Заграница нас научит

Проблему нужно было как-то решать. Но как? Казалось, что бумажный документооборот в порту так же незыблем, как и сам порт. Между тем европейский и мировой опыт говорил об обратном.

В 2011 г. в Одессе прошел первый международный семинар по вопросам упрощения процедур международной торговли, на котором были озвучены принципы возможного создания электронного «единого окна» на основании рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН № 33, 34 и 35.

Европейские специалисты рассказали о преимуществах электронного документооборота, который позволит упростить процесс перемещения товаров через границу и минимизирует влияние человеческого фактора на процедуры контроля.

В 2011 году по инициативе Украинского национального комитета Международной торговой палаты была создана Межведомственная рабочая группа по вопросу внедрения проекта «Единое окно – локальное решение» в зоне деятельности Южной таможни и портов Одесской области. Первым и базовым объектом для внедрения системы был избран Одесский порт, поскольку технически он был наиболее подготовлен.

Администрация Одесского порта на своем официальном сайте обратилась ко всем желающим с предложением о сотрудничестве и возможности инвестирования такого проекта.

Как все начиналось…

На призыв Одесского порта откликнулась только одна организация – АО «Пласке», которая уже имела опыт внедрения прогрессивных пилотных проектов в Украине.

Учитывая сложность и трудоемкость реализации указанной организационно-технической системы, была создана специализированная организация — Центр обработки данных (ЦОД) ООО «ППЛ 33-35» (планирование портовой логистики на основании рекомендаций ЕЭК ООН № 33-35). Инвестор закупил современное серверное оборудование, разработал специальное программное обеспечение, позаботился о защите информации, приобрел лицензионные программные продукты, современное периферийное компьютерное оборудование.

22 мая 2012 г., Одесский порт и Государственная таможенная служба Украины подписали технологическую схему внедрения первого этапа ИСПС. 2 апреля 2013 г. в Одесском порту система внедрена в эксплуатацию в параллельном режиме электронного и бумажного наряда. 2 сентября 2013 г. порт по согласованию с таможенной и пограничной службами в тестовом режиме отказался от использования бумажного наряда на своей территории.

В 2013 г. в силу вступили нормативные документы (Постановление Кабмина № 553, Правила предоставления услуг в морских портах), которые определили основные принципы функционирования ИСПС. Созданная в 2013 г. Администрация морских портов Украины разработала проект Соглашения об информационном сотрудничестве в рамках ИСПС.

Документ предусматривал два варианта работы в системе: платный (из своего офиса) и бесплатный (предоставление документов на бумажных носителях администрации порта). Платная услуга предполагает заключение договора с ЦОД, а бесплатная договора не требует.

В соответствие с Законом «О морских портах Украины» ИСПС была включена в планы развития морских портов, получен Аттестат соответствия на комплексную систему защиты информации в системе, выданный Госспецсвязью Украины.

С 1 января 2014 года комплексная система защиты информации в системе была запущена в производственную эксплуатацию.

Кто не хочет, ищет причину

Казалось бы, наступил момент истины- требования экспедиторов сделать процесс оформления грузовых документов в порту прозрачным удовлетворены, и подавляющее большинство экспедиторских фирм заключили Соглашение об информационном сотрудничестве с Администрацией морских портов Украины и договоры с ЦОД о предоставлении услуг.

Тем не менее, нашлись «борцы за справедливость», которые в различных СМИ начали высказывать резкое неприятие ИСПС. Сразу же оговоримся, что стоимость услуг за удаленное (из офиса экспедитора) использование системы составляет 40 грн. за один контейнер плюс 8 грн. НДС, если груз перемещается в режиме импорта или внутренним транзитом. И это вместо астрономических сумм взяток и подношений, которые вымагались представителями властных структур в процессе согласования импортных нарядов на товары в контейнерах, на что в свое время, публично жаловались эти «правдолюбцы».

Кроме того, по мнению «правдолюбцев», продукт, за который взимается плата, несовершенен и не охватывает с начала и до конца весь процесс оформления товаров. Но ведь насильно никто не заставляет заключать договор на использование «несовершенного» продукта. Более того, все заинтересованные стороны могут участвовать в его усовершенствовании, как это и делают некоторые экспедиторские компании. Один из примеров — модуль электронной очереди, который был внедрен по предложению экспедиторов.

Из-за бесконечных жалоб «правдолюбцев» система вдоль и поперек была проверена правоохранительными органами. В результате часть этих структур подключились к ИСПС и используют ее как оптимальный элемент удаленного контроля пересекающих границу грузов и чиновников, которые их оформляют.

Всякое новое дело не всеми воспринимается однозначно. Но те, кто понимает, что ИСПС – практика мировых стандартов, ведут конструктивный диалог с ее разработчиками и вносят свои предложения. Те же, кто наживался на старых схемах с коррупционной составляющей, ищет причину, чтобы не использовать систему и разворачивает «грязную» PR-кампанию в СМИ о ее неэффективности. Очевидно, их устраивал порядок, когда можно было по поддельным документам вывезти с территории порта груз, без очереди оформлять или уничтожить бумажные документы в архиве, что невозможно сделать с использованием ИСПС.

В качестве ремарки

По подсчетам экспертов, суммы неправомерных выгод на этапах, которые были оптимизированы ИСПС, могли достигать 3 млн. долл. в год, а суммы неоплаченных платежей при вывозе грузов без таможенной очистки 5 млн. долл. После внедрения ИСПС не было зафиксировано ни одного факта вывоза груза из Одесского порта по поддельным разрешительным отметкам на документах. Внедрение системы полностью исключило контакт с чиновниками на данном этапе и соответственно проявления коррупции. Внедрение системы в портах в перспективе приблизит Украину к стандартам ведения торговли Евросоюза, оптимизирует транспортные процессы, повысит конкурентоспособность отечественных гаваней, будет способствовать росту объемов внешней торговли и транзита, сократит время и затраты на транспортировку товаров через границу.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n