Оброблено суден: 22

Рост в условиях войны: почему, несмотря на кризис, ключевые порты улучшили показатели

Как отобразилась потеря крымских портов на показателях отрасли, какие грузы стали драйвером роста, а какие наоборот – потеряли. Существует ли дефицит мощностей в портах. Мы попытались найти ответы на эти вопросы.

Согласно данным Администрации морских портов Украины (АМПУ) в 2014 г. перевалка грузов в портах Украины континентальной части выросла на 4% до 142,7 млн т., по сравнению с 2013 г. Вместе с тем, если учитывать порты Крыма, то перевалка в этом году сократилась на 2,5% до 144,9 млн т., по сравнению с 2013 г. В лидерах в прошлом году, как и прежде остались порты Большой Одессы, а основными грузами – зерно, руда и метал. Из-за военных действий на Донбассе перевалка угля в портах сократилась. Кроме того, Украина единственная страна во всем Черноморском регионе, которая сократила перевалку контейнеров.
Читайте также Каботажный вектор: как доставляют сырье на меткомбинаты Мариуполя
Грузы Крыма После аннексии Крыма рынок заговорил о том, как это скажется на перевалке грузов и хватит ли мощностей в портах континентальной части Украины. Морская перевалка Крыма была представлена пятью торговым портами и двумя рыбными. Их грузопоток составлял около 10% всей морской перевалки Украины. Основная номенклатура грузов, которая переваливалась в Крыму – зерно, метал, глина, налив.
Еще в прошлом году эксперты выражали свое мнение, что мощностей по перевалке достаточно, чтобы переориентировать грузы. Все как один говорили о том, что большая часть грузопотоков переориентируется на порты Большой Одессы. Согласно статистике АМПУ так и вышло. Больше всего нарастить перевалку удалось порту Южный – на 9,2%, Ильичевскому — на 7%, Одесскому – на 6,1%, Николаевскому – на 2,5%. Однако, Мариупольский порт, который входит в пятерку крупнейших, в прошлом году сократил перевалку на 16,1%. Это следствие войны в регионе.
По словам старшего аналитика ЦТС Андрея Исаева, глина сейчас грузится в СМП Октябрьск, зерно распределилось между портами Одесского и Николаевского регионов. Кроме того, по его словам часть крымского грузопотока обеспечивала перевалка транзитных грузов их РФ (в частности, наливные в Феодоссии, зерно и налив на Керченском рейде). Эти грузы не перешли в другие украинские порты.
Структура грузооборота В общей структуре грузооборота украинских портов, как и в прошлом году, львиную долю занимает зерно. Согласно статистике АМПУ в 2014 г. (без учета портов Крыма) перевалка зерна выросла на 24,9% до 32,4 млн т. Еще в середине прошлого года эксперты прогнозировали, что на фоне увеличения объемов урожая будет расти экспорт зерновых, а соответственно и перевалка в портах. Рост урожая и экспорта зерновых из Украины прогнозируется и на этот год.
Кроме того, выросла перевалка руды – на 7,3% до 35,3 млн т, черных металлов – на 6,6% до 18,9 млн т, металлопроката – на 9,7% до 12,5 млн т. Андрей Исаев прогнозирует, что экспорт руды и дальше будет расти. «Руда – основной экспортный материал. Производство металла в мире растет, а значит, растет и потребление руды»,— отмечает аналитик.
Примечательно, что на фоне падения перевалки нефти (-85,8% до 282 тыс т), грузооборот нефтепродуктов в портах вырос на 8,9% до 5 млн т. Однако, падение показали такие грузы, как уголь (-3,2% до 12,4 млн т), химия (-11,7% до 4,1 млн т), контейнеры (-14,6% до 671 тыс TEU). Еще в сентябре 2014 г. генеральный директор компании «Маерск Украина» Йеспер Педерсен прогнозировал, что обьем перевалки контейнеров по итогам 2014 г. может снизится на 15% по сравнению с показателями 2013 г. Стоит отметить, что Украина – единственная страна в Черноморском регионе, которая сократила обьемы перевалки контейнеров.
Пятерка крупнейших портов Крупнейший на сегодня в Украине порт Южный в прошлом году нарастил перевалку грузов на 9,2% до 47,4 млн т., таким образом составив почти треть от общего грузопотока в портах страны.
Основная номенклатура грузов в Южном порту это руда и зерно. Перевалка зерна в порту в прошлом году увеличилась на 48% до 9,1 млн т, руды – на 9,2% до 24,3 млн т. Кроме того, по сравнению с остальными крупными портами, Южному удалось увеличить перевалку контейнеров – на 17,5% до 54 тыс. TEU.

Из остальных грузов, доля которых в структуре грузооборота меньше, чем руды и зерна, повышение показали также нефтепродукты и масло. Значительно сократились объемы химии в порту – на 14,6% до 3,2 млн т, минеральные удобрения – на 44,6% до 1,9 млн т.
Второй по объёмам перевалки грузов Одесский порт увеличил грузооборот на 6,1% до 24,6 млн т. Как и в порту Южный, одной из основных номенклатур грузов для Одесского порта является зерно. В прошлом году перевалка зерна выросла на 24,9% до 6,7 млн т. Кроме того, увеличилась перевалка черных металлов – на 87,9% до 4,4 млн т., металлопроката – на 91,1% до 4,3 млн т, а также нефтепродуктов – на 72,7% до 3,1 млн т.
Основное падение произошло по таким категориям грузов: нефть (-91,1% до 170 тыс т), руда (-24% до 1,8 млн т) и контейнеры (-17,8% до 414 тыс TEU).

 Еще два крупных порта, которые в 2014 г. показали рост объёмов перевалки – Николаевский и Ильичевский.

Ильичевский порт в прошлом году увеличил грузоперевалку на 7% до 17,6 млн т. Как и в остальных портах, рост показало зерно (+19,8% до 4,6 млн т), а также налив (+15,1% до 1,8 млн т). Падение произошло по таким номенклатурам, как уголь (-18,3% до 487 тыс т), руда (-13,5% до 2,3млн т), контейнеры (-13,7% до 196 тыс TEU).
Николаевский порт по итогу года перевалил 20,8 мл т грузов, что на 2,5% больше, чем в 2013 г. Увеличение произошло за счет налива, а именно нефтепродуктов и масла (+26,8% до 2,3 млн т), зерна (+2,8% до 6,9 млн т), угля (+47,5% до 2,2 млн т), а также метала (+13,8% до 3,4 млн т) и металлопроката (+9,2% до 3,1 млн т). На фоне увеличения объемов перевалки руды в порту Южный, Николаевский порт по этой номенклатуре груза показал падение (-13,5% до 4 млн т).
Дефицит мощностей По словам Андрея Исаева, уход крымских мощностей создал определенную напряженность с мощностями по перевалке уже в 2014 году в ряде портов (например в Южном загрузка мощностей по зерну составила 108%). «Однако, планируемые к вводу новые мощности позволят устранить эти узкие места в портовой перевалке»,— считает он.
Вместе с тем, аналик утверждает, что основной дефицит – это глубоководные навалочные. Это вызвано спецификой логистики навалочных грузов, переваливаемых в украинских портах (ЖРС, уголь). Для ЖРС основные рынки сбыта, а для угля – основные поставщики (мы импортируем энергетический и кокс. уголь) расположены далеко, и для оптимизации логистических затрат эти грузы предпочтительно возить крупными партиями, что требует глубокой воды. Так, для сухогруза водоизмещением 80 тыс. минимальная проходная осадка 11-12м, а для больших сухогрузов типа Capesize водоизмещением до 250 тыс.т осадка должна быть не менее 20,5 м. Суда с осадкой 11м у нас могут принимать только Южный, Одесса и Ильичевск. В результате дноуглубления, МТП Южный уже может грузить суда типа Capesize до полной загрузки у причала. Однако в настоящий момент его мощности загружены на 100%.
Чего ожидать в этом году По словам Андрея Исаева, ожидать существенного изменения товарной структуры грузопотоков в Украинских портах в 2015г. – не стоит. Основными драйверами останутся ЖРС, зерновые, металлы. Прогнозировать увеличение объемов перевалки сложно – украинские порты постоянно теряют российский и казахский транзит. Более половины транзитных грузов приходят в порты или уходят из портов в направлении российской границы. Доля транзита в перевалке в 2014г составила 20,7 млн.т (14%), по сравнению с 2013г это падение на 24%. Учитывая протекционистскую политику РФ в отношении своих портов, можно ожидать продолжение этого тренда. Ожидается рост экспорта, однако сможет ли он компенсировать падение транзитного грузопотока неясно.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n