Оброблено суден: 22

Держава має намір розвивати приватні морські термінали

В Администрации морских портов Украины обещают инвестировать 1 млрд. грн. в дноуглубление возле частных терминалов

Государство в лицеГП «Администрации морских портов Украины» подвело итоги деятельности в 2014 г. Грузооборот в морских портах вышел на отметку 144 млн 866 тыс. тонн. Большая половина — 66% от этого объема груза перевалено именно частными стивидорными компаниями. С каждым годом эта цифра увеличивается, в большей степени благодаря инвестициям в дноуглубление и гидротехнику возле частных терминалов. По словам председателя Андрея Амелина, 21% (967 млн. грн.) от прибыли АМПУ в 2014 году государство инвестировало в строительство новых причалов и гидротехнических сооружений, дноуглубление подходных каналов и операционных акваторий.
Ключевой вектор для инвестиций АМПУ в 2015 г. остается тот же, вот только в приоритете те проекты, которые позволяют развиваться крупнейшим частным терминалам. Государство на текущий год уже выделило 1 млрд гривен на дноуглубление возле частных терминалов в акваториях Южного, Ильичевского, Одесского, Белгород-Днестровского и Николаевского портов, а 260 млн. грн. уйдет на строительство причала компании «Бруклин-Киев».
Кто из частных бизнес-проектов получит какие инвестиции от государства узнали от Андрея Амелина на пресс-конференции: «В 2014 году частично закончили инвестиции в Южный. На сегодняшний момент проект дноуглубления дал государству уже чуть больше 10 млн. дол прибыли. Мы сейчас хотим посмотреть и оценить перспективы дноуглубления в сторону причалов „Трансинвестсервиса“. По информации издания, крупнейший частный терминал ТИС в скором времени получит не только дноуглубление за счет государства, но и возможность получать портовые сборы возле своих причалов.
Новые глубины получит группа компаний Орексим, терминалы которой работают в акватории Белгород-Днестровского порта. АМПУ отчиталось, что работы уже идут полным ходом: „По лиманной части нам нужно извлечь 800 тыс. кубометров грунта и еще порядка 200 тысяч на морской части для доведения глубины до 6,5 м.“
Если верить обещаниям АМПУ, то улучшится жизнь и у зерновых терминалов Алексея Вадатурского и Дмитрия Фирташа за счет дноуглубления Бугского-Днепровского лимана до 11,2 м. и организации рейдовой погрузки в районе Очакова „Там есть природные глубины, где можно перегрузить на рейде суда с осадкой Panamax. Это решит вопрос работы терминалов „Ника-Теры“, „Бунге“ и „Нибулона“. Этим решением мы улучшим транспортное сообщение, как по Днепру, так и по Бугу"“.
Причал и глубину в 14 м. за счет государства получит в 2015 г компания „Бруклин-Киев“, которая строит крупный зерновой терминал на береговой части Одесского порта. Ее собственник Юрий Губанков долгое время добивается строительства причала согласно гособязательствам: „Мы уже в течение четырех лет бьемся и доказываем, что это выгодно, что нужно построить причал, что это позволит увеличить пропускную способность зернового терминала и снизить ставки по перевалке, даст грузопоток, рабочие места и поступление в бюджет“
И вот только сейчас АМПУ пообещала начать работы. Андрей Амелин отметил, что проект проходит ряд согласований в ведомствах: „Наше обязательство достроить причал и провести дноуглубительные работы. На сегодняшний день стоимость этого проекта порядка 260 млн. грн. Так как проект весьма масштабный, мы должны утвердить его в Кабинете министров. Думаю, что в апреле будут определены победители конкурса на строительство этого комплекса“. Тот факт, что новое руководство АМПУ понимает необходимость таких инвестиций и поддерживает частные бизнес-проекты дает надежду инвесторам на качественные изменения в отрасли и безопасные условия работы.
Юрий Губанков рассказал сколько ранее вложило государство и сколько потеряло и то, что решение еще было принято Кабмином в 2013 г.: „Мы стараемся и делаем все что можем, чтобы работать и как-то возвращать инвестиции. Мы вложили более $80 млн, а государство при этом вложило $6 млн. Если терминал будет завершен, то количество рабочих мест возрастет в разы. Уже сейчас можно говорить о том, что невыполнение государством своих обязательств просто напросто не создало 200 рабочих мест, что государство недополучило десятки миллионов, прибыли ежегодно в бюджет и не позволило развиваться отрасли“.
Но все же руководство „Бруклин-Киев“, как и другие участники рынка, верит в выполнение гособязательств: „На сегодняшний день у государства нет другого выхода, это единственный способ заработать. Вначале инвестировать, а потом получать доход. Тем более невыполнение обязательств по развитию морской инфраструктуры серьезно влияет не только на отрасль, но и на многие позиции страны, на ее инвестиционную привлекательность и надежность“.
Годом ранее государство инвестировало 1,9 млрд грн. в строительство причалов 1-К, 2-К и волнореза для частного контейнерного терминала „ГПК-Украина“. На сегодняшний день эти причалы полностью введены в эксплуатацию, готовы принимать грузопоток и приносить прибыль.
Развитие публичной инфраструктуры, а значит и частных бизнес-проектов — не следствие лоббирование интереса компаний, а скорее создание условий для прихода инвестиций в отрасль и привлечения грузопотока. Председатель правления компании ТИС Олег Кутателадзе, также считает, что развитие портов — это совместная задача государства и частных терминалов „Мы просим сделать подходной канал и развивать акваторию. Взамен построим еще терминалы, обеспечим грузопоток. Таким образом будем зарплаты выплачивать, отчисления в бюджет давать. Решать эти проблемы не вопреки государству, а вместе с ним, в рамках частно-государственного партнерства“.
Для стран ЕС такая стратегия не новая — государство развивает акваторию, строит гидротехнические сооружения, а после передает в публичное пользование частным терминалам, и взамен получает грузопоток, портовые сборы, рабочие места и поступления в бюджет. Показательный пример намывная зона Maaslavkte2, в создание которой администрация порта Роттердам инвестировала миллиарды. Юрий Губанков отмечает, что главное отличие наших реалий от мировой практики в том, что сначала государство создает инфраструктуру и предоставляет площадки для строительства, чтобы инвестор только зашел и построил. У нас же все наоборот – построили терминал, а причала до сих пор нет.
В тоже время Губанков „поблагодарил“ государство за бездействие, которое подтолкнуло к внедрению собственного ноу-хау – использование контейнерных перегружателей для погрузки- выгрузки с судов типа Панамакс: „Мы уже подали третий патент и грузим по 14 тыс. т в сутки. Как говорится, голь на выдумки хитра“. С такой тенденцией стивидоры скоро перейдут на ручной способ перевалки груза.
По мнению экспертов, в Украине для развития частных терминалов есть и законодательная, и ресурсная база. Остается только надеяться, что государство выполнит взятые на себя обязательства и будет развивать портовую инфраструктуру.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n