Оброблено суден: 22

КОГДА СПОРЯТ ДВЕ ПРАВДЫ, ИСТИНА НАХОДИТСЯ ГДЕ-ТО ПОСЕРЕДИНЕ – участники транспортного процесса дискутируют о стоимости услуг ИСПС

ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДИСКУССИИ

 

9 июня т.г. Центр обработки данных ООО «ППЛ 33-35» оповестил клиентов о повышении с 1 июля т.г. тарифов на услуги, связанные с использованием «Информационной системы портового сообщества» (ИСПС).

 

Объявленное подорожание услуг электронного документооборота вызвало определенный резонанс среди транспортно-экспедиторских фирм. На специализированных онлайн-форумах начали появляться комментарии несогласных с ценовой политикой «ППЛ 33-35».

В связи с этим, 13 июня на одной из встреч, которые администрация Одесского порта регулярно проводит со своими партнерами по направлениям деятельности, АМПУ предложило предоставить площадку для прямой дискуссии по ценовому вопросу с руководством фирмы-поставщика услуг ИСПС. Зам. начальника администрации порта Руслан Сахаутдинов пообещал такую площадку предоставить в течение недели и свое обещание выполнил. 18 июня в Одесском порту дискуссия на заявленную тему состоялась. Спикерами сторон-участников на ней выступили зам. Председателя Администрации морских портов Украины (АМПУ) Вячеслав Вороной, зам. гендиректора ЦОД «ППЛ 33-35» Алексей Орлов, зам. гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко, а также представители более 50 транспортно-экспедиторских компаний из Одессы, Ильичевска, Южного.

«РЕЧЬ ИДЕТ О ВЫЖИВАНИИ СИСТЕМЫ» — ПРАВДА ОТ «ППЛ-33-35»

Первым выступил А. Орлов. Прежде, чем говорить о ценообразовании, Алексей Викторович напомнил присутствующим, в связи с чем и за чей счет был создан ЦОД «ППЛ 33-35». Выступающий тщательно подбирал слова. Но за его политкорректной речью вырисовалась неприглядная картина недалекого прошлого, когда проблема коррупции в процессе таможенного оформления грузов стала не просто проблемой, а прямой угрозой экономической безопасности страны.

Государство попыталось поправить ситуацию при помощи создания так называемого «Единого окна» без внедрения электронного документооборота. В основу проекта ЕО была положена идея полной прозрачности контрольных процедур при оформлении грузов в портах.

Когда полной прозрачности не получилось, администрация ГП «ОМТП» выступила с инициативой перехода на общепринятые в развитых странах безбумажные технологии, которые минимизируют контакты бизнеса и чиновника в процессе оформления грузов.

Эту идею поддержали все участники транспортного процесса. Государство согласилось: делайте. Но денег на реализацию проекта не предоставило.

И тогда инициативу проявил бизнес. Многопрофильная компания АО «Пласке» на свой страх и риск вложила средства в приобретение дорогостоящего оборудования, наняла высококвалифицированных специалистов, закупила лицензионное программное обеспечение.  Таким образом, в 2011 году при поддержке Одесского порта и Мининфраструктуры была запущена в тестовом режиме  «Информационная система портового сообщества» – по сути, первый в отрасли глобальный проект снижения коррупционных рисков при оформлении грузов в пунктах пропуска.

— Когда были получены все разрешительные документы от Госспецсвязи Украины, касающиеся обработки конфиденциальной информации, ИСПС перешла в режим промышленной эксплуатации,— продолжил свой рассказ А. Орлов.— С этого момента система функционирует на основе самоокупаемости (самофинансирования). В частности, в договорах с каждой экспедиторской компанией, которая пожелала стать заказчиком этой услуги, указано, что средства на поддержание сервисов системы поступают от договоров на оказание услуг компанией «ППЛ 33-35»… В 2014-м году в стране разразилась инфляция. Цены выросли в разы буквально на все, в т. ч. на ресурсы поддержки ИСПС – э/энергия, компьютерное оборудование и комплектующие, расходные материалы, зарплата инженеров IT.  Некоторые услуги телекоммуникационных компаний подорожали в 6 раз (!). Это – внешний фактор. Есть и внутренний. Необходимость подключения к системе новых участников (контролирующие органы, администрации портов, морские порты Ильичевск, рыбпорт, Южный, терминал ТИС, стивидорные, агентские, транспортно-экспедиторские компании), требует расширения дискового пространства, приобретения нового оборудования, развития системы в плане ПО. И на все это нужны деньги…

Далее А. Орлов заявил, что «уже в течение 8 месяцев ИСПС функционирует на грани невозможности погашать свои эксплуатационные расходы». Поэтому, для поддержания системы в работоспособном состоянии и получения ресурса для ее развития, ЦОД «ППЛ-33-35» вынужденно поднимает тарифы. Для тех пользователей, кто желает получить подробные разъяснения – на основании чего сформирована цена, были организованы индивидуальные консультации (с 15 по 19 июня). Но интереса к ним экспедиторы не проявили. Вместо этого, высказывались пожелания выложить новую калькуляцию в свободный доступ в Интернете. Последнее – невозможно в принципе, поскольку данные  о составляющих тарифа представляют собой коммерческую информацию и могут быть озвучены только при обсуждении проблемы с конкретными партнерами компании (на тех же консультациях).

При этом А. Орлов отдельно подчеркнул, что «все затраты и все доходы «ППЛ 33-35» абсолютно прозрачны и неоднократно проверялись контролирующими органами».

— Речь идет о выживании системы, которая облегчает работу экспедиторов,— сделал акцент А. Орлов.— Для того чтобы обеспечить стабильную работу сервисов, развиваться, достичь конечной цели создания ИСПС (чтобы экспедитор оформлял контейнер в порту, не выходя из офиса), компания «ППЛ 33-35» вынуждена повысить стоимость своих услуг.

«ДЕНЕГ ПЛАТИТЬ ПО НОВЫМ ТАРИФАМ ПРОСТО НЕТ» – ПРАВДА ОТ ЭКСПЕДИТОРОВ

С представителем «ППЛ 33-35» полемизировал Виктор Берестенко. Соглашаясь в целом с тем фактом, что электронному документообороту в XXI веке нет альтернативы, полномочный представитель сообщества экспедиторов озвучил два аргумента несогласия платить по новым тарифам.

Аргумент первый. Экспедиторы опасаются, что через несколько месяцев или с нового года «ППЛ 33-35», как монополист на услуги в своем сегменте, может объявить о новом повышении тарифов еще в 2 раза, мотивируя свое решение, скажем, ростом цен на электричество.

Аргумент второй и главный: в связи с общим падением контейнеропотока в украинских портах, большинство транспортно-экспедиторских компаний балансируют на грани выживания. Денег платить по новым счетам у них просто нет.

— Мы все находимся в тяжелой ситуации,— подвел черту В. Берестенко.— Падение грузопотока контейнеров сумасшедшее. Если в прошлом году мы уступили лидерство на Черном море России, то в этом году пропускаем вперед еще и Румынию. И учитывая те реалии, которые есть, не факт, что это падение уже достигло дна, и мы начнем восстанавливаться… Одной из самых пострадавших от этого обвала отраслей является экспедиторская. Во время кампании перезаключения договоров на следующий год будет наглядно видно – на сколько меньше фирм останется на рынке. И в этой ситуации получить такой «подарок», как повышение тарифов в 2,5 раза, выглядит не особо корректным.

«В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ – ВСЕ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ» – ВЫСТУПЛЕНИЕ В. ВОРОНОГО

Зам. главы Администрации морских портов несколько вышел за рамки заявленной темы и постарался не только ответить на все вопросы, поднятые экспедиторами, но и донести до аудитории стратегическое видение АМПУ путей дальнейшего продвижения проекта «Информационная система портового сообщества». Речь выступающего можно разделить на следующие смысловые посылы.

  1. ИСПС не является системой-монополистом.

Для тех компаний, которые не хотят или не могут платить по новым тарифам за пользование системой электронного документооборота, предусмотрена альтернатива. АМПУ обладает техническими возможностями и человеческими ресурсами для обеспечения всем желающим возможности бесплатного оформления контейнеров с использованием традиционныхбумажных нарядов. Всем экспедиторским компаниям направлено разъяснительное письмо на этот счет.

  1. В действительности все сложнее, чем на самом деле

Экспедиторы видят лишь конечный продукт работы сервисов ИСПС в виде электронного наряда на получение контейнера и др. Но они не совсем представляют себе количество «исходников», которые обрабатывает система ИСПС, чтобы получить этот наряд. Обработка информации, связанной с приходом судна, контейнера, груза, предоставление этой информации контролирующим службам, организация комиссии на судне, передача контролирующим органам информации о фактической выгрузке и выпуске контейнера – это все делается за счет серверов «ППЛ 33-35». Это масса документов, в т. ч. и скан-копий. Все это действительно сильно «грузит» систему, «съедает» дисковое пространство и требует высококвалифицированных инженеров для разработки и сопровождения ПО. Кроме того, в связи с евроинтеграцией Украины, перед государством стоит целый ряд задач по адаптации этих модулей к европейским стандартам. Эту всю работу экспедитор не видит, но как конечный потребитель пользуется ее плодами. Если бы ее не было, то грузополучатель просто не смог бы получить свой груз.

  1. Почему систему электронного документооборота сделала частная компания?  

Если бы за создание ИСПС взялась государственная компания, скажем, ГП «Одесский морской торговый порт», финансирование проекта было бы отнесено на статью «капитальные расходы». Осуществлять финансирование по этой статье нельзя без утвержденного финплана. Финансовый план предприятия утверждается Кабинетом министров после согласования в Мининфраструктуры, Минэкономики, Минфине, Минюсте и др. ведомствах. В прошлый год, например, документ был утвержден в ноябре. Таким образом, у госкомпании оставалось по существу полтора месяца на освоение капинвестиций. При этом реализовывать проект надо в условиях Закона о закупках за государственные средства. А это, в свою очередь, предполагает минимальный срок проведения тендера и заключения договора – 2,5–3 месяца. То есть, при существующем положении вещей, госпредприятие просто лишено возможности реализовать проект. Из-за этого АМПУ и ее филиалы на местах не могут не то, что бы создавать глобальные информационные системы, но даже закупать компьютеры, бланки пропусков, не говоря уже о реконструкции, строительстве и модернизации инфраструктурных объектов – причалов, каналов, дорог, инженерных сетей. Это — глобальная проблема всех госпредприятий.

Даже если представить себе, что произошло чудо, и тендер состоялся, учитывая специфику работы, у компании-подрядчика может уйти год, чтобы разобраться с техзаданием на создание этой системы. Пока IT-компания вникнет в тонкости процедур экспедирования, технологий оформления грузов в портах, взаимоотношений с государственными контролирующими органами, может пройти год, и не факт, что на следующий год правительство вообще позволит включить эти расходы в финансовый план.

Что касается реализации проекта собственными силами, то, абстрагируясь от процедуры закупки оборудования, на которую распространяются проблемы, описанные выше, зарплаты, существующие в ДП «АМПУ», не позволяют привлекать соответствующих IT специалистов для разработки ПО и обслуживания этого оборудования.

Поэтому, когда компания АО «Пласке» согласилась вложить в проект ИСПС собственные средства, ее инициатива была поддержана и в конечном итоге успешно реализована.

  1. Утвержден план развития ИСПС до 2020 года.

Министерство инфраструктуры утвердило план Администрации морских портов по развитию ИСПС на ближайшие 5 лет. Документ предусматривает расширение функций системы за счет включения в нее модулей обработки генгрузов и экспортных контейнеропотоков, подключения к сервисам электронного документооборота новых портов и терминалов.

В краткосрочной перспективе Администрация также рассматривает возможность введение новой опции визировки контейнера до прибытия судна в порт. Работа строится в два этапа. Первый включает визировку на основании предварительной информации от агента и электронного наряда.

Второй предусматривает замену визировки наряда на автоматическую визировку контейнера до прибытия груза в порт на основании автоматической системы анализа рисков. Для этого надо, чтобы таможенная служба в Киеве доработала автоматическую систему анализа и управления рисками (АСАУР). Но поскольку в таможне отсутствуют как специалисты, так и средства, скорее всего эту работу также придется просить выполнить ППЛ 33–35. в случае успешной реализации данной идеи, уже не инспектор в порту будет назначать досмотр, взвешивание, сканирование контейнера,  и т. д., а это решение будет принимать система автоматически. Основой такой системы должен стать созданный совместно специалистами АМПУ и «ППЛ 33-35» «граничный сервер», который будет выполнять функцию стыковочного модуля баз данных таможни и ИСПС.

Кроме того, сейчас ведется активная работа по интегрированию в ИСПС сервиса экологической службы. В данный момент услуги экологов присутствуют в системе только в части оформления судна, но не в части оформления грузов. Подготовлены параллельно три проекта приказа Минприроды, которые позволят экологам производить экологическое и радиологическое оформление без бумажного носителя и без физического обращения экспедитора в экологическую службу.

Проводится тестирование и вскоре будет введен в опытную эксплуатацию модуль оформления постоянных пропусков в Одесский и Ильичевский порты. Экспедиторам не  нужно будет приходить в порт для оформления заезда машин, водитель сможет следовать сразу на заездное КП, где уже будет вся необходимая информация.

И, наконец, ведется работа со стивидорными компаниями по интеграции в ИСПС их собственных информационных систем. АМПУ уже сегодня готова отказаться от бумажных расходных ордеров, приемных актов и заявок на взвешивание, которые до сих пор надо носить на терминалы. «ППЛ 33-35» в свою очередь готова заниматься отработкой этих техзаданий. Но стивидорные компании и линейные агенты пока не проявляют достаточной активности для реализации поставленной задачи. Ускорить решение вопроса могла бы согласованная позиция сообщества экспедиторских компаний.

ИСТИНА — ПОСЕРЕДДИНЕ: АМПУ рекомендует повышать тарифы поэтапно

В заключение В. Вороной озвучил позицию АМПУ в дискуссии о повышении тарифов. Прямая речь: «Позиция Администрации морских портов заключается в следующем. Вы все (экспедиторы – Ред.) — наши клиенты. И мы, как никто заинтересованы в результатах вашей работы. Поэтому мы согласны с тем, что поднятие цены в два с половиной раза для многих экспедиторов слишком больно, несмотря на все объективные обстоятельства. И АМПУ будет ставить перед центром обработки данных вопрос, как минимум, сделать переходные этапы. Чтобы к этой цене шли постепенно. По законодательству мы не можем вмешиваться в хозяйственную деятельность другого предприятия. Но как партнер, у которого есть договор с «ППЛ 33-35» об информационном сотрудничестве, в формате переговоров будем настаивать на данной позиции»…

Финальную точку в дискуссии поставил генеральный директор Ассоциации «Портовое сообщество» Василий Зубков, призвавший аудиторию взглянуть на проблему тарифов ИСПС с точки зрения реальной пользы, которую эта система уже принесла, и с точки зрения международного опыта. Так, по его словам, когда система работала в тестовом режиме, таможенники оформляли вне очереди 80% (!) контейнеров. Когда ИСПС запустили в промышленную эксплуатацию, этот показатель упал до 6%.

У нас есть примеры только двух государств в мире, которые могут позволить себе такую роскошь, как содержание системы электронного документооборота в портах за казенный кошт. Это США и Финляндия. В других странах программные комплексы контроля таможенного оформления грузов функционируют на коммерческой основе. И ценообразование там устанавливается путем компромиссов на переговорах между производителями и пользователями услуги. Украина, по сути, пошла тем же путем. Единственная, по мнению, В. Зубкова недоработка ППЛ 33–35 заключается в том, что «терпели до последнего» — тарифы надо было повышать постепенно, на 10–20%, по мере введения в эксплуатацию новых модулей. Тогда бы не было необходимости в скачке в 2,5 раза. Предложение В. Вороного сделать это повышение поэтапным В. Зубков дополнил рекомендацией установить дифференцированный подход в ценообразовании ИСПС: повышать/снижать тариф для той или иной компании в зависимости от количества проэкспедированных ею контейнеров за предыдущий период.

Экспедиторы, в свою очередь, также высказали на встрече много дельных предложений по совершенствованию работы действующих модулей ИСПС.

В целом, совещание 18 июня в Одесском порту стало началом перманентной дискуссии за круглым столом без посредников между поставщиками и потребителями услуг электронного документооборота в сегменте портовых услуг. Дискуссии, где у каждой из сторон своя правда, а истина следует искать где-то посередине.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n