Оброблено суден: 22

Мы видим потенциал перевозок по маршруту Польша – порты Одессы – интервью с директором Baltic Rail

Эстонская компания, входящая в состав американской группы Rail World, зарабатывает в Польше на грузоперевозках между Балтикой и Адриатическим морем. Это реалии центрально-европейского ж/д рынка наших дней. Как это все работает?

Польша все больше уделяет внимания развитию инфраструктуры Центрально-Восточной Европы. Только за последний месяц польское правительство активизировало работу по двум важным проектам – строительству автомагистрали Via Carpathia и созданию нового транспортного коридора между Балтийским и Адриатическим морем.

Если дорогу Via Carpathia еще только нужно строить, то перевозки грузов из Польши в сторону Адриатического моря осуществляются с 2011 года. Их оператором является эстонская компания Baltic Rail, входящая в состав американской группы Rail World. Несмотря на географическую разобщенность (офис в Эстонии, бизнес в Польше), компания Baltic Rail имеет большой опыт в развитии грузовых ж/д перевозок по маршруту будущего коридора «Балтика – Адриатика». В арсенале оператора несколько контейнерных поездов, соединяющие юг Польши и словенский порт Копер.

Сейчас Baltic Rail намерена снова запустить перевозки между югом Польши и польскими портами на Балтике. Это позволит полностью загрузить Балто-Адриатический коридор. Об этих планах, об истории и особенностях грузоперевозок между Балтийским и Адриатическим морем мы поговорили с одним из директоров компании Baltic Rail Вадимом Шабаровым.

Компания Baltic Rail осуществляет услуги по перевозке грузов между Балтийским и Адриатическим морем. При этом ваш главный офис находится в Эстонии, а основная деятельность ведется в Польше. Как так получилось? Не мешает ли вам такая географическая разобщенность?

Так сложилось исторически. Группа Rail World была одним из основных акционеров Эстонской железной дороги (Eesti Raudtee) после ее приватизации в 2001 году. После того, как эстонское государство решило выкупить железную дорогу у частных инвесторов обратно (в январе 2007 года – ЦТС), часть команды осталась в Таллинне и начала заниматься новыми проектами в транзитном коридоре «Север-Юг» Финляндия – Эстония – Латвия – Литва – Польша – Австрия – Италия – Словения.

Одно время мы думали о переносе офиса из Таллинна в Вену или в Варшаву, но позже поняли, что на практике, в каком бы месте мы не находились, всё равно большинство наших клиентов будет сидеть в другом городе, т. е. на том же расстоянии звонка по Скайпу, по телефону, или на расстоянии электронного письма. Мы свободно выставляем счета из Эстонии в Польшу, в Словению, и в остальные страны в одной общей системе, ведь внутри общего Европейского рынка больше нет никаких ограничений. А Эстония сама по себе – это чрезвычайно удобная страна для ведения бизнеса. Нет коррупции, нет бюрократии, простая и прозрачная налоговая система, всё электронно и т. д.

И, конечно же, с удешевлением перелётов внутри Европы возможности для мобильного перемещения весьма улучшились. Тот авиабилет, что 10 лет назад стоил 250 евро теперь стоит 100, а на лоукостерах и вовсе 50. Так, прямой перелёт по маршруту Таллинн – Милан протяженностью в 3 часа обойдется всего в 40 евро.

Вы обслуживаете контейнерные поезда Вроцлав – Копер, а на карте, размещенной на вашем сайте, нарисован более длинный маршрут Гданськ – Вроцлав – Копер. Почему такая разница? И какие грузы перевозятся по этим маршрутам?

Разница возникла вследствие изменения грузопотоков, но мы продолжаем работать на обоих маршрутах. С 2011 года мы являемся операторами контейнерного поезда между портом Копер на Адриатическом море и югом Польши. Мы начинали с нуля, а сейчас у нас регулярно курсирует 2 поезда в неделю. Основной клиент – электронная промышленность. В настоящий момент мы единственный оператор регулярных контейнерных поездов между Копером и Польшей.

С 2013 года мы работаем и между польскими портами Гдыня/Гданьск и югом Польши. В пиковый период тут курсировало 5 поездов в неделю. Основной клиент – автомобильная промышленность, доставка автокомплектов для сборки в Санкт-Петербурге. После того, как фабрики в Санкт-Петербурге практически закрылись, этот поток прекратился. В настоящее время мы нашли замену этому грузопотоку. Этой весной мы планируем снова запустить поезда в Гдыню/Гданьск и таким образом восстановить «полный коридор».

Занимаетесь ли вы доставкой грузов из балтийских стран? Или вы ориентированы на грузоотправителей из Польши?

Мы – оператор контейнерного поезда. Наши клиенты – это судовые линии, контейнерные операторы и форвардеры. Они обслуживают грузы со всего мира.

В чем преимущество корридора Балтика – Адриатика?

В его скорости по сравнению с морским. Например, если в Польшу импортируются товары из Кореи, Китая, Японии, товсе контейнерные суда между Азией и Европой проходят через Суэцкий канал. Но от него до Копера только 3 дня хода, а до Гданьска 13 дней. Сухопутный путь из Копера в Польшу значительно сокращает время доставки грузов, ведь судам не приходится огибать Испанию, чтобы зайти в немецкие порты или польские порты на Балтийском море.

Та же история и с экспортом товаров из Польши. Взгляните на карту. Если вам нужно отправить контейнер из Кракова в Хайфу (Израиль), то поездка в Гдыню/Гданьск или в Гамбург – это 600 или соответственно 900 км в «неправильном» направлении, на север. При этом 950 км на юг – и вы уже в Копере, откуда до Хайфы рукой подать.

Есть ли разница между грузопотоком по направлениям: от Копера и в сторону Копера?

Из Копера мы составляем столько поездов, сколько есть импорта, т. е. в северном направлении мы заполнены на 100%. А экспорта берём столько, сколько находим, в среднем, загрузка в южном направлении получается 50%.

Почему вы выбрали Копер для доставки грузов, а не хорватские порты?

Это не мы выбрали, а рынок. Копер – самый большой и динамично развивающийся контейнерный порт в северной части Адриатики. К тому же, в Копере есть 3 прямых судозахода в неделю океанских судов из Азии. Причём, все три из них сначала заходят в Копер – first call – и только после этого идут уже в Триест и в Риеку. Для клиентов это означает дополнительное транзитное время, а время, сами знаете, деньги.

В Польше у вас партнер – ж/д компания Rail Polska, а в других странах какие партнеры?

Rail Polska на 100% принадлежит тому же концерну, что и Baltic Rail – Rail World. Таким образом, Rail Polska – это наша «сестринская» компания. Как в Польше, так и за ее пределами, мы открыто работаем с целым рядом партнёров на свободном рынке, арендуя и покупая вагоны, контейнерное оборудование, услуги локомотивов. Что касается транспортировки грузов, то по территории Польши они перевозятся локомотивами Rail Polska, в Чехии, Австрии и Словении – Rail Cargo Carrier (входит в состав австрийской OBB Group – ЦТС).

В Польше вы используете терминал компании Rail Polska во Вроцлаве. Пользуетесь ли другими терминалами?

И в Польше, и вне её, мы работали и работаем с целым рядом терминалов – портовых и интермодальных. В начале 2015 года мы открыли свой собственный терминал под Вроцлавом – Wroclaw Siechnice, оператором которого является компания Rail Polska. C марта 2016 года заработал наш второй терминал неподалеку Катовиц – Katowice Wlosienica. Это позволяет нам предлагать перевозку грузов в «треугольнике» Копер – Вроцлав – Катовице – Копер. Один поезд, останавливаясь в обоих терминалах, может обслуживать практически весь юг Польши, север Чехии и север Словакии. Это регионы с развитой промышленностью, в которых проживает порядка 20 миллионов человек – индустриальное сердце Восточной Европы.

Недавно Польша выступила инициатором создания нового коридора к Адриатике. Как вы относитесь к этой инициативе?

Этот коридор не совсем новый, мы работаем в нем уже с 2011 года. Мы очень хорошо относимся к любым инициативам и серьёзным инвестициям в железнодорожную и дорожную инфраструктуру. На этом пути есть очень много так называемых «бутылочных горлышек» – мест, где имеются ограничения по длине состава, по массе, по предельной нагрузке на ось, по тяге на один локомотив. Каждое такое «бутылочное горлышко» существенно удорожает перевозку грузов и является источником дополнительных расходов для конечного клиента.

Недавно Украина запустила поезд по Транскаспийскому транспортному коридору. Интересен ли вам этот маршрут?

Мы специализированная компания, работающая в коридоре Гдыня/Гданьск – Лодзь – Вроцлав/Катовице/Острава – Вена – Копер, и поэтому нам интересны любые коридоры, примыкающие к нашему. Здесь возможно несколько вариантов. Например, ваш контейнер сможет сделать «пересадку» с поезда на поезд в Вене или в другом месте. Также мы можем предложить «прирастить» плечо Катовице – Гдыня к указанному вами маршруту.

Интересно ли вам сотрудничество с украинскими портами? Что, по вашему мнению, Украине следовало бы сделать для поднятия привлекательности своих портов?

Что касается Украины, то мы видим потенциал для контитентальных грузоперевозок по маршруту Вроцлав/Катовице – Киев, Вроцлав/Катовице – Днепропетровск, и для морских грузоперевозок через порты Одессы. Например, грузы из Грузии в Польшу могли бы идти через Одессу, но сейчас идут через Копер или Гамбург.

Мы внимательно следим за улучшениями в Одесском порту и на одесской таможне, и были бы рады видеть более быстрый прогресс. Считаем, что вхождение Украины с этого года на полноправных основаниях в общеевропейский рынок с режимом свободной торговли, с безвизовым режимом и устойчивое движение в сторону ассоциации и членства, сделает запуск этих линий востребованными уже в самом ближайшем будущем.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n