Оброблено суден: 22

Вячеслав Вороной: Почему необходима морская администрация

Отсутствие единого органа, ответственного за морской транспорт, мешает Украине выполнять свои обязательства, уверен замглавы АМПУ Вячеслав Вороной.

Международные обязательства требуют от Украины создания единого государственного органа или учреждения, ответственного за исполнение договоров в отрасли морского транспорта. Сейчас функции такого органа распылены между несколькими министерствами и ведомствами. Эксперты ІМО призывают Украину избавиться от дублирования функций морской администрации разными организациями, основать единый правительственный орган в данной сфере и обеспечить его адекватным персоналом и финансированием.

Как размывались функции В соответствии с международными конвенциями ООН и Международной морской организации (ІМО) национальная морская администрация – это любой государственный орган или учреждение, созданное государством в соответствии с его законодательством, и несущее, среди прочего, ответственность за исполнение международных договоров в отрасли морского транспорта, а также применение правил и норм, касающихся судов, персонала и береговых объектов, находящихся под юрисдикцией государства. Аналогичные функции возложены на государство и международными договорами в области судоходства по внутренним водным путям.

Функции морской администрации Украины исполнялись Министерством инфраструктуры Украины (Министерством транспорта, Министерством транспорта и связи) непрерывно, начиная с 1993 года, через Департамент морского и речного транспорта, Государственный департамент морского и речного транспорта, Главную государственную инспекцию по безопасности судоходства, Государственную администрацию морского и речного транспорта, Государственную службу морского и речного транспорта.

В 2013 году, в соответствии с указом бывшего президента Украины, впервые за годы независимости функции морской администрации не были включены в положение о едином (с того времени) органе исполнительной власти на морском и речном транспорте ‒ Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте. Это привело к тому, что был утрачен контроль за целевым использованием средств от административного портового сбора, которые, в соответствии с законом, должны были использоваться исключительно для административных функций на морском транспорте. В первую очередь – для исполнения функций морской администрации. А большую часть расходов для обеспечения функций морской администрации сегодня безосновательно несет ГП АМПУ, не являющееся органом или учреждением, обязанным это делать.

Передача в 2015 году части функций морской администрации в Государственную службу безопасности на транспорте привела к ослаблению внимания к вопросам мореплавания и упадку этого направления. Прочие функции морской администрации исполняются ныне разными подразделениями Мининфраструктуры, а также ГУ «Госгидрография», ГП «Классификационное общество Регистр судоходства Украины» и Инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков. Такое рассредоточение приводит к отсутствию единой позиции по отношению к некоторым сферам деятельности морской отрасли и увеличению времени на принятие решений. А низкий уровень заработной платы в Мининфраструктуры и Государственной службе безопасности на транспорте при том, что уровень зарплат для соответствующих специалистов на рынке очень высок, привели к потере профессиональных кадров.

Международные обязательства В декабре 2013 года был принят Кодекс по исполнению документов ІМО. Среди них: 1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (конвенция СОЛАС 1974 года).

2. Протокол 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (конвенция СОЛАС 1978 года).

3. Протокол 1988 года к международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (СОЛАС протокол 1988 года).

4. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, исправлена протоколом 1978 года к ней (конвенция СОЛАС 1974 года).

5. Протокол 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, исправленной протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ протокол 1997 года).

6. Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (Конвенция ПДНВ 1978 года).

7. Международная конвенция о грузовой марке 1966 года (Конвенция ГМ 1966 года).

8. Протокол 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года (ГМ Протокол 1988 года).

9. Международная конвенция об обмеривании судов 1969 года (Конвенция ОС 1969 года).

10. Конвенция о Международных правилах предотвращения столкновений судов на море 1972 года с поправками (Конвенция МППСС 1972 года).

Основная особенность этого кодекса – обязательность с 1 января 2016 года норм, которыми должны руководствоваться правительства государств-членов. Это положение одновременно внесено в ряд международных конвенций, стороной которых является Украина (Международную конвенцию о грузовой марке 1966 года, Международную конвенцию об обмериваниии судов 1969 года, Конвенцию о международных правилах предотвращения столкновения судов на море 1972 года).

Принятию этого кодекса предшествовала просьба комиссии ООН в адрес ІМО разработать мероприятия, которые позволили бы обеспечивать полное исполнение государствами флага конвенций ІМО, участниками которых они являются, для того чтобы суда этих государств соответствовали международным правилам и нормам безопасности судоходства.

Необходимая реформа В Украине создалась крайне сложная ситуация с исполнением международных обязанностей в отрасли судоходства при том, что обязательный контроль со стороны международных организаций существенно усиливается. В 2015 году состоялась консультативная миссия ІМО по поводу готовности Украины к исполнению упомянутого кодекса. Эксперты ІМО четко определили, что Украине необходимо избавиться от дублирования функций морской администрации разными организациями, ей необходимо основать единый правительственный орган – морскую администрацию – и обеспечить ее адекватным персоналом и финансированием.

Проведенный анализ решения подобных вопросов как в соседних, так и в более удаленных странах (Грузии, Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, России, Испании, Бельгии, Великобритании и других) показал, что в них существуют отдельные органы власти (в составе правительства или отраслевого министерства), которые управляют морским (водным) транспортом. При этом доля государственного сектора в морехозяйственном комплексе обозначенных государств значительно меньше, чем в Украине.

С 2010 года в Украине успешно функционирует государственная Авиационная служба Украины, которая является центральным органом исполнительной власти Украины. Таким образом, создание центральным органом исполнительной власти ‒ морской администрации выглядит целиком логично.

На морскую администрацию Украины следует возложить и аналогичные функции в отрасли судоходства на внутренних водных путях. Подчинить ее следует министру инфраструктуры. Финансирование этого органа, а также затрат на исполнение международных обязательств Украины по международным договорам в области судоходства должно осуществляться за счет: • средств специального фонда государственного бюджета, сформированных из целевого административного портового сбора; • государственной регистрации судов; • предоставления административных услуг, в том числе выдачи квалификационных документов моряков и удостоверений личности моряка, подтверждения квалификации моряков, выдачи послужных книжек, выдачи удостоверений, свидетельствующих о признании дипломов и прочих.

voro-1http://ports.com.ua/wp-content/uploads/2016/05/voro-1-154×190.jpg 154w, http://ports.com.ua/wp-content/uploads/2016/05/voro-1.jpg 445w" sizes="(max-width: 477px) 100vw, 477px" style="height: auto; margin-bottom: 10px; max-width: 790px;">

Ожидаемые результаты В результате передачи функций контроля, надзора за безопасностью судоходства морской администрации у службы капитанов морских портов ГП «АМПУ» должны остаться лишь функции обеспечения безопасности судоходства, а именно:

• обеспечение соблюдения требований касательно порядка захода судов в морской порт и выхода из морского порта;

• обеспечение соблюдения требований касательно предотвращения загрязнения окружающей природной среды;

• координация лоцманской службы и службы регулирования движения судов в пределах акватории морского порта;

• обеспечение ледовой проводки судов на подходах к морскому порту и в пределах его акватории;

• мониторинг надлежащего технического состояния и функционирования причалов, в том числе швартовного и отбойного оборудования, средств навигационного оснащения в порту и на подходах к нему;

• предоставление капитанам судов, готовящихся к выходу из порта, навигационной и гидрометеорологической информации по запросу;

• оформление прихода судов в морской порт и выхода из морского порта;

• выдача разрешений на поднятие затонувшего в море имущества, а также на проведение строительных работ касательно гидротехнических сооружений в пределах территории и акватории морского порта;

• участие в расследовании аварийных морских событий;

• руководство службой капитана морского порта;

• предоставление справок капитану судна, физическим и юридическим лицам, необходимых для оформления морского протеста;

• согласование обязательных постановлений по порту, относящихся к компетенции капитана порта;

• определение типов судов, которые могут заходить в акваторию порта в период зимней навигации без ограничений;

• установление предельной скорости движения судов на подходном канале и в портовой акватории в зимний период;

• установление проходной осадки;

• согласование технических заданий на дноуглубительные работы и планов и их выполнения;

• объявление о начале или конце ледовой кампании в акватории порта.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n