Оброблено суден: 22

Как зарабатывает порт «Южный» — интервью главы администрации порта

Начальник администрации порта «Южный» Максим Широков в интервью журналу «Порты Украины» объяснил, почему портовые сборы на его предприятии самые высокие на Черном море, как порт зарабатывает и каким образом собирается достичь перевалки в 120 млн тонн

О глубинах

Мы понимали, что портовые сборы в «Южном» самые высокие среди украинских портов, да и на Черном море. Даже при скидке в 50% мы не очень конкурентны. Тем не менее, суда к нам шли, государственный портовый оператор, частные терминалы ТИС, «Бориваж», «Дельта-Вилмар» наращивали грузопотоки, строили планы расширения, возводился терминал «Олсидз Блэк Си» и т. д. Мы видели, что высокие портовые сборы не останавливали грузовладельцев, всех привлекали глубины. На эту особенность «Южного» и сделали ставку. Было решено просчитать эффект глубины на всей акватории и на этой основе сформировать планы развития, выяснить, при каких условиях высокие сборы будут для судовладельца или грузовладельца приемлемыми.

Почти два года вместе со специалистами ЧерноморНИИпроекта исследовали и анализировали всю акваторию, привлекали к работе всех портовых операторов, планы которых также учитывались. Это был серьезный коллективный труд, результат которого — ТЭО перспективного дноуглубления акватории морского порта «Южный» — сейчас находится в профильном министерстве на согласовании в преддверии утверждения на Кабмине. Это четкая стратегия развития на 20 лет вперед — где копать, сколько копать, до каких глубин, какие могут быть причалы, какую номенклатуру грузов они могут переваливать.

Мы с наукой просчитали, что на определенных глубинах и с дополнительным причальным фронтом в 6 км порт может переваливать 120 млн тонн навала и генеральных грузов плюс 10 млн тонн нефти.

Сделали эту работу и поняли, куда нам двигаться, чтобы не шататься из стороны в сторону. Мы увидели запас прочности порта, назвали конкретную цель – 120 млн тонн.

О портовых сборах

По доходам. Как только после первого этапа дноуглубления в 2014 году от причалов государственного портового оператора отошел первый груженный до осадки в 18,5 м кейпсайз, в силу вступил мой приказ об отмене скидки в 50% на корабельный и канальный сборы. Несмотря на жалобы, что в порту «Южный» самые высокие портовые сборы, мы их фактически в два раза увеличили для причалов, где было проведено дноуглубление. Но не потому же, что мы глупцы. Все просчитали и показали расчеты бизнесу.

Раньше у причалов грузили кейпсайз частично, до 14 м, потом догружали до полной осадки на рейде. Сейчас можно полноценно обрабатывать у причала крупнотоннажное судно до 175 тыс. тонн, не неся дополнительные траты на рейдовую перевалку. Если сравнить затраты грузовладельца, то окажется, что сейчас, оплачивая портовые сборы без скидки, он экономит на каждой тонне 70 центов. Более $120 тыс. на судне!

Из высоких портовых сборов мы сделали плюс для грузовладельцев и себя. Это и есть эффект глубины.

За полтора года, начиная с 1 июля 2014‑го по 31 декабря 2015 года только за счет отмены скидки мы получили дополнительно $22 млн. Всего портовые сборы сегодня приносят порту $71 млн. По нашим оценкам, при полной реализации 20-летнего стратегического плана можно будет получать дополнительно от сборов еще $180 млн в год.

Однако с глубиной надо быть аккуратным. Где-то она даст эффект, например, в Ильичевске. А в других портах и не стоит копать. На дноуглубление тратятся большие средства, и если не учесть все нюансы, может случиться, что грузопоток не увеличится.

О 2015-м

2015-й однозначно был годом начала инвестиций и развития. В прошлом году на капитальное развитие было выделено 65 млн гривен. Было много работы. Заключили договор с Херсонским судостроительным заводом на строительство нефтемусоросборщика. Приобрели современную мусоросжигательную печь, теплом которой будем отапливать свои помещения. Обновили боновые заграждения. Провели реконструкцию систем молниезащиты. Полностью оборудовали всю акваторию системой видеонаблюдения. У нас сегодня диспетчерская с «глазами».

О планах

2016-й – год инвестиционных проектов. Уже в феврале стартовал крупный проект создания нового зернового терминала под грузопотоки компании «Каргилл». Будет продолжена реконструкция морского подходного канала. Планируется его углубить до 21 м, расширить со 180 м до 210 м, местами — до 230 м для безопасной проводки кейпсайзов.

В этом году начнутся работы по реконструкции причалов № 5–8, на которых оперирует государственная стивидорная компания. Также планируем построить причал, на котором администрация расположит базу портового флота, возвести второй этаж в админздании, установить гелиопанели на нем…

Общая стоимость крупных проектов, которые стартуют в этом году, составляет 8,5 млрд гривен. Нам на этот год выделено 1 млрд гривен, и мы начинаем их осваивать.

О подъездных путях

Привлечение частных инвестиций в государственную инфраструктуру — непростой вопрос. Его надо решать кропотливо, щепетильно. Объяснять частнику, насколько важно именно для него вкладывать в дороги, ведущие в порт. Показывать расчеты, дать повод для размышлений. Взять паузу, набраться терпения. Да, неприятно знать, что в каждом литре бензина заложен дорожный сбор, и это не сказывается на качестве дорог. Но если надеяться на государство, то будем долго ждать. Вот стивидоры Николаева первыми пришли к тому, чтобы в складчину восстанавливать автодорогу. Процесс идет.

Наш 20-летний стратегический план — отправная точка для перспективного развития авто- и железнодорожной инфраструктуры вокруг порта «Южный». Мы это уже начали анализировать. Смотрим, какой запас прочности. Через пять лет в сторону порта будет двигаться не тысяча грузовиков, а 7,5 тысяч. Значит, дорога в сторону «Южного» будет уничтожена. Нужно строить новую. Две полосы не хватит, нужны четыре. И не асфальт класть, а делать бетонку. Предусмотреть отстойники. Этот вопрос надо понимать, и поднимать его на очень серьезную высоту. Задача морской администрации в этом и состоит.

О генеральном плане развития порта

В марте очередной совет порта рассмотрел вопрос о перспективном развитии автодорожной инфраструктуры. Пригласили на заседание директора института «Укргипробуд» Сергея Гладуна. Будем заказывать институту работу по перспективному развитию автодорожной и железнодорожной инфраструктуры. Надо, чтобы специалисты нам разрисовали, что нужно делать, куда идти с проектами.

И тогда мы плавно перейдем к созданию самого главного документа, к которому я и главный инженер администрации Виталий Липский стремимся — генеральному плану развития морского порта «Южный». На этом документе, надеюсь, будет поставлены подписи, печати, которые не допустят потом никаких корректировок, изменений стратегии. Любой, кто бы ни приходил сюда на должность начальника администрации, будет понимать, куда ему нужно двигаться, чтобы порт достиг 120 млн тонн в год.

Этот документ мы сможем показывать инвестору и говорить: «Смотри, здесь будет такая глубина, здесь такой причал, а через пять лет сюда проложат новую дорогу». Инвестор будет знать, что его ждет.… Нам потому и трудно привлечь инвестора, что нечего ему предложить.

Приблизительно такой план может появиться года через три. Это большая работа. На сегодня все разрозненно, еще все надо собрать воедино. И надо, чтобы частные инвесторы этому плану сказали «да».

Беседовала Валентина МИХАЙЛОВА

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n