Оброблено суден: 22

Вячеслав Вороной: Как будет реформирована система подготовки моряков

В Украине начинают формировать единый Реестр документов моряков. Это начальный этап реформы в сфере подготовки и дипломирования, а также выдачи удостоверений моряков. В результате система должна стать более простой, надежной и предсказуемой. А надзорные функции, которые сейчас распылены между разными ведомствами, должны перейти под контроль единого субъекта.

В конечном счете отвечать за подготовку и дипломирование моряков, а также выдачу удостоверений личности, будет Морская администрация. Об этом в колонке «Портам Украины» пишет заместитель председателя ГП «АМПУ» по логистике Вячеслав Вороной, начальник отдела портового надзора ГП «АМПУ»Алексей Куцин, а также заместитель начальника отдела юридической службы ГП «АМПУ»Светлана Письмак.

Учет и контроль

С 1 апреля в Украине начинают внедрять обновленное программное обеспечение – Реестр документов моряков. В нем будет накапливаться информация о получении моряками дипломов и свидетельств в морских учебных заведениях; о результатах прохождения оценки компетентности в государственных квалификационных комиссиях (ГКК), создаваемых инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков (далее – ИПДМ); а также данные о выданных капитанами морских портов квалификационных документах.

Распорядитель Реестра документов и его администратор – ИПДМ. Контроль за обучением моряков, согласование программ и планов обучения (как командного состава, так и судовой команды) осуществляет Министерство образования и науки. При этом контроль за подготовкой моряков по выполнению требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года осуществляет Укртрансбезопасность. Ведомство проводит осмотры таких учебных заведений, выдает им протоколы о соответствии требованиям конвенции и включении одобренных учебных заведений в перечень, который утверждается приказом Мининфраструктуры. Все морские учебные заведения, которые готовят моряков по результатам сдачи слушателями экзаменов, направляют в Реестр документов информацию о выданных дипломах и свидетельствах.

Сейчас, пока реестр еще только формируется, процедура получения квалификационного документа после прохождения обучения может занимать до 20 рабочих дней, ее сроки не регламентированы. Моряк получает квалификационный документ только при условии предъявления документа, удостоверяющего личность, и расписывается в бумажном журнале. Еще более неприятная ситуация с оформлением и выдачей удостоверений личности моряка (УЛМ). Перечень необходимых для его выдачи документов законодательно не определен, то есть такой перечень документов определяется по усмотрению капитана морского порта или представителя ГКК. Сроки выдачи / продление УЛМ законодательно не определены и составляют от трех до 48 рабочих дней.

Проблемы и решения в сфере подготовки и дипломирования моряков

Сейчас в сфере подготовки и дипломирования моряков существует целый ворох проблем. Работу учебных заведений по профессиональной подготовке моряков не контролируют Мининфраструктуры, Укртрансбезопасности. Сроки предоставления услуг по оценке компетентности при прохождении ГКК неопределены. Отсутствует возможность получения срочных услуг по оценке компетентности и дипломированию моряков. Негде обжаловать нарушение сроков предоставления услуг. Различные субъекты предоставляют услуги по оценке компетентности и дипломированию моряков. Отсутствует контроль злоупотреблений и соблюдения сроков оформления и выдачи квалификационных документов моряков. Нет согласованного механизма взаимодействия учебных заведений, государственных квалификационных комиссий и дипломно-паспортных подразделений с Реестром документов моряков. Не создан единый субъект, отвечающий за полный процесс подготовки, оценки компетентности и дипломирования моряков. Отсутствуют отношения со связанными министерствами (Минобразования, Минздрав, Министерство социальной политики) в вопросах контроля за подготовкой моряков.

Чтобы исправить ситуацию в сфере подготовки моряков предлагаются следующие изменения в нормативные акты:

Расширить функциональные возможности Реестра документов моряков путем дополнения программного обеспечения следующими модулями:
Обеспечивающими непосредственное взаимодействие учебных заведений с реестром для контроля за процессом обучения и подготовки;
Выполняющими функции архива документов моряков. Скан-копии документов будут добавляться в Реестр, чтобы хранить истории каждого моряка. Это упростит проверку легитимности документов моряков, исключит подделки и устранит необходимость подачи документов при дальнейшем получении услуг, связанных с работой Реестра;
Обеспечивающими учет стажа моряков;
Позволяющими вести документооборот и учет при работе по предоставлению услуг в электронном виде;
Реализующими функцию электронной очереди для уменьшения живых очередей.
Осуществить мониторинг международных производителей программного обеспечения и на договорных условиях внедрить обязательное компьютерное тестирование всех категорий моряков (в том числе выпускников учебных заведений). При каждой государственной квалификационной комиссии создать компьютерные классы с целью прохождения такого тестирования моряками.
Разработать и внедрить систему определения потребности для каждого моряка проходить другие формы оценки компетентности кроме компьютерного тестирования в зависимости от квалификации, на которую моряк подается (например, чем ниже квалификация, тем меньше к нему требований в дополнение к компьютерному тестированию).
Установить сроки предоставления услуг, обеспечив при этом предоставление услуг в срочном порядке.
Наладить текущий контроль за работой учебных заведений путем оперативного использования средств Реестра.
Обеспечить проведение периодических контролей учебных заведений в вопросах выполнения требований Конвенции ПДНВ (Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года), ведение текущей документации, прочее.
Создать механизм разработки типовых учебных планов и программ по направлениям подготовки, которые не подпадают под лицензирование Министерством образования и науки Украины, и распространять такие планы и программы между всеми учебными заведениями с целью их выполнения.
Создать механизм контроля за требованиями ИМО, которые влияют на содержание планов и программ.
Начать переговоры с Минобразования, Минсоцполитики и Минздравом по вопросам налаживания действий в отношении субъектов, имеющих отношение к области подготовки, оценки компетентности и дипломирования моряков, а также предоставляют услуги по трудоустройству моряков.
Рассмотреть возможность совмещения функций оценки компетентности и дипломирования моряков в одном субъекте области (капитан морского порта, ИПДМ, в дальнейшем – Морская администрация).
Рассмотреть возможность создания морской администрации, в функции которой включить все вопросы отрасли по контрольно-надзорным действиям по подготовке, оценке компетентности и дипломирования моряков, а также ведение Реестра документов моряков. Определение в такой структуре прав и обязанностей работников, а также установление ответственности.
Ожидаемые результаты в сфере подготовки

В результате внедрения предложенных выше изменений система независимого компьютерного тестирования должна заставить моряков искать учебные заведения, обучающие по международным и национальным стандартам. Это, в свою очередь, приведет к существенному сокращению псевдоучебных заведений, основными задачами которых является подделка документов. Кроме того, внедрение Реестра документов моряков и организация действенного контроля (надзора) за учебными заведениями исключит возможность злоупотреблений морскими учебными заведениями, заставит их повышать качество услуг по обучению и подготовке.

Ожидается также, что создание механизма разработки типовых учебных документов снизит влияние коррупционных факторов на каждое учебное заведение при согласовании индивидуальных учебных планов и программ подготовки моряков. А создание модуля Реестра, в котором будет накапливаться информация о стаже моряков, позволит существенно сократить подделки стажа. Это важно потому, что поддельный стаж позволяет псевдоморякам получать повышение, не имея реального практического опыта.

Сочетание функционала по оценке компетентности и дипломирования, а также определение/создание единой структуры, ответственной за подготовку, оценку компетентности и дипломирование моряков, позволит существенно сократить сроки предоставления услуг и исключит дублирование функций в работе действующих субъектов. Налаживание взаимоотношений со смежными министерствами даст возможность собрать в Реестре всю информацию о моряках: об обучении и подготовке, о состоянии здоровья, о стаже, о документах моряка.

Оформление и выдача удостоверения личности моряка

Сейчас в сфере оформления и выдачи УЛМ в Украине существуют такие проблемы, как отсутствие периодического и текущего контроля за работой капитана морского порта (дипломно-паспортных подразделений) в вопросе выдачи УЛМ. Сроки предоставления услуг не определены. Нельзя получить срочную услугу. Нет возможности обжаловать сроки предоставления услуг. Не определены требования к кандидатам на получение или продление УЛМ.

Зато существует необоснованный запрос в Службу безопасности Украины и нарушение конституционных прав человека на свободу выбора профессии при отказе в выдаче/продлении УЛМ капитаном морского порта при наличии ограничений у заявителя. При этом отсутствует периодический и оперативный контроль за соблюдением сроков оформления и выдачи УЛМ. Нет возможности контроля злоупотреблений при общении моряка с представителем дипломно-паспортного подразделения.

Чтобы решить эти проблемы, специалисты Администрации морских портов Украины предлагают создать программный продукт на замену тому, что используется в дипломно-паспортных подразделениях (ДПП) с возможностью предоставления информации, создания отчетов, поиска данных, обмена данными между капитанами морских портов и тому подобного. Также предлагается организовать возможность заказа услуг путем использования ресурсов интернета. Наладить электронные очереди для записи на фиксированное время. Разработать к новому программному продукту модуль для обеспечения мониторинга текущей работы сотрудников ДПП при обслуживании заявителей.

Кроме того, нужно определить четкие перечни документов и требований к заявителям на оформление и продление УЛМ. Установить сроки предоставления услуг, обеспечив при этом предоставление в срочном порядке. Перевести документооборот и учет услуг в электронный вид. Обеспечить контроль капитанов морских портов в вопросе выполнения требований Конвенции ПДНВ, ведение текущей документации, прочее.

Отметим, программный продукт уже сейчас реализуется специалистами АМПУ вместе с волонтерским проектом IGOV. Ожидаемый срок внедрения – август 2016 года. В дальнейшем ПО может быть заменено Ведомственной информационной системой Государственной миграционной службы Украины в случае принятия соответствующих изменений в законодательство. После создания Морской администрации ей должны быть переданы функции по оформлению и выдаче УЛМ.

Ожидаемые результаты в сфере выдачи удостоверений

Как ожидается, после реализации предложенных мер единая система учета, оформления и выдачи позволит избегать одновременной выдачи нескольких экземпляров УЛМ одном моряку, обмениваться данными между капитанами морских портов по утраченным, уничтоженным УЛМ, предоставлять оперативную информацию по оформленным УЛМ, осуществлять контроль остатка бланков и тому подобное. Электронная очередь совместно с работой единой системы позволит упорядочить и минимизировать очереди в ДПП при получении услуг.

Определение требований к заявителям и исключение Службы безопасности Украины из процесса оформления удостоверений личности позволит существенно минимизировать коррупционную составляющую при изготовлении документов, установить четкие правила и требования к заявителям, а также сократить сроки предоставления услуг.

http://ports.com.ua/opinion/kak-budet-reformirovana-sistema-podgotovki-moryakov/

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n