Оброблено суден: 22

В'ячеслав Вороной: Де СЕЗ портів можуть бути корисними в нових умовах

 

Автор: В'ячеслав Вороной. ports.com.ua

СЭЗ в морских портах может вдохнуть вторую жизнь в такие реликты как Шелковый путь, ГСХ и Дунайское пароходство.

 

Законом о морских портах предусмотрена возможность создания Специальных экономических зон (СЄЗ). Нет никаких сомнений в их эффективности, что подтверждается опытом функционирования СЭЗ «Порто-франко» и СЭЗ «Рени» до того, как в 2005 году были отменены все льготы для них. Тем не менее СЭЗ в порту до сих пор остаётся единственным механизмом реализации инвестиционных проектов по принципу ГЧП. Но какая модель работы и где СЭЗ может быть полезной в новых условиях.

 

СЭЗ согласно действующему законодательству включает две преференции: инвестиционную (освобождение от налога на прибыль, землю, др. на определенный срок, а также упрощенная процедура оформления инвестпроекта и т. д.) и таможенную (упрощение оформления исключительно для товаров, прибывающих и убывающих морем, т. е. трансшипмент). Первую целесообразно применять в депрессивных портах, где имеет место недостаток инвестиций, вторую – в портах, которые могут стать перевалочным хабом для переработки товаров.

 

Какие это могут быть товары? В первую очередь те, которые следуют из Азии в Европу и на этом пути нуждаются в создании добавленной стоимости. И в этом плане Украина очень удачный пункт прямо на границе с Европой. С дешевой и, при этом квалифицированной рабочей силой. Скорее всего сырьё для переработки будет доставляться либо контейнерными судами, либо паромами. И для последнего способа доставки огромную роль играет развитие Шелкового пути. Создание СЭЗ как раз и может обеспечить это развитие. Дальше товары с добавленной стоимостью могут отправиться в Европу как морем, воспользовавшись таможенными преференциями, — через Болгарию/Румынию или через р. Дунай (в этом случае СЭЗ могут послужить ещё и толчком для ГСХ «Дунай-Чёрное море»), так и сушей.

 

При этом необходимо учитывать, что при транзитных перемещениях автомобильным и ж/д транспортом роль ГТД может играть Книжка МДП или ж/д накладная (ЦИМ/СМГС), поэтому единственным неудобством может стать лишь необходимость оформления гарантии на некоторые категории грузов при перевозке по ж/д.

 

А теперь самое время посмотреть где у нас есть паромы, контейнеры и свободные территории. Все это имеется в достатке именно в Ильичевском морском порту, и при грамотном использовании этих преимуществ порт мог бы стать таким хабом. Также большие шансы есть у Одессы, которая располагает самыми мощными контейнерными терминалами и 300 га свободных территорий на полях фильтрации в тылу порта, а также у «Южного» порта в рамках индустриального парка ТИС.

 

Однако данные порты больше нуждаются в грузах, а не в инвесторах. Инвесторов же ждут Рени, Килия (Усть-Дунайск), Белгород-Днестровский и Скадовск/Геническ. При этом в дунайских портах могут быть востребованы обе преференции: как инвестиционная, так и таможенная при перевалке грузов с морских судов на речные.

 

Таким образом СЭЗ в морских портах могут послужить не только дополнительным источником инвестиций, рабочих мест, грузопотоков, но вдохнуть вторую жизнь в такие реликты как Шелковый путь, ГСХ и Дунайское пароходство.

 

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n