Оброблено суден: 22

Ігор Гошовський: Чому порти втратили кожну 9-ю тонну вантажів

Зерно уже который год подряд остается единственной подушкой для падающей портовой перевалки. Сюрпризом стал рост перевалки контейнеров, впрочем, пока там небольшие объемы

Наконец-то обнародованы окончательные данные перевалки в морпортах по итогам первого полугодия 2016. Грузопоток составил 63,094 млн тонн, что на 11,6% меньше аналогичного периода прошлого года. Фактически наши порты за это время потеряли каждую девятую тонну груза.

За последние три года такого падения наши порты еще не испытывали. В 2013/2012 гг. снижение было на уровне 1,4%, 2014/2013 гг. – 2,5%, 2015/2014 гг. – 0,5%. Продемонстрируют ли порты уверенный рост во втором полугодии, чтобы по итогам 12 месяцев улучшить статистику до этих показателей? К этому пока ничто не располагает.

Падение наблюдается по всей номенклатуре грузов кроме зерна, растительного масла и контейнеров.

Так, перевалка руды упала на 18,3%, угля – на 44,1%, нефтепродуктов – на 70%, удобрений – на 32%. Тогда как зерно показало рост на 7 процентов и достигло 16,2 млн тонн, контейнера подросли на 19,1% (а в штучном выражении контейнеропоток составил 186,3 тыс. ед. (+18,2%), в пересчете на двадцатифутовый эквивалент — 283,4 тыс. TEU (+17,6%).

В чем же кроется причина такого падения. В первую очередь – это обвал транзита. Ведь переработка транзитных грузов упала сразу на 48,9% — до 5,080 млн тонн (в 2015 году падение транзита было на уровне 23%). Россия все менее охотно отправляет свой экспорт через украинские гавани. А поскольку номенклатура российского транзита – это в первую очередь железная руда и другие грузы ГМК, то и по этой номенклатуре наблюдается заметное падение перевалки. Что важно, в этом году, в отличии от 2015 года, украинские рудокопы так стремительно экспорт не наращивали. Соответственно, если в 2015 году по перевалке железной руды был рост 21%, то сейчас падение.

Что касается угля, этот груз ушел из портов в связи с налаживанием поставок с оккупированых територий т. н. ДНР-ЛНР.

Если бы не обвал транзита и изменение маршрута поставки угля, то общее падение тоже наблюдалось бы, но было бы гораздо менее заметным. Ведь переработка всех экспортных грузов за счет позитивного влияния фактора зерна в январе-июне сократилась только на 1,3% — до 48,577 млн тонн.

Интересно, что 68% грузов было переработано портовыми операторами преимущественно частной формы собственности, тогда как государственными портовыми операторами, входящими в структуру управления Мининфраструктуры, в январе-июне переработано только треть грузов. Это отлично демонстрирует огромную роль именно частного бизнеса в портовой отрасли страны, что стало уже неоспоримым фактом.

Во втором полугодии эти тренды, по всей видимости, не изменятся. Зерно и дальше (уже который год подряд) будет подушкой падающей перевалки. Сюрпризом стал рост перевалки контейнеров, впрочем, пока там небольшие объемы, а поэтому динамика 19% еще мало о чем говорит и насколько этот рост стабилен в долгосрочной перспективе — пока непонятно.

Скорректировать падение перевалки в будущем можно будет, опираясь на наращивание перевалки зерна, а также налаживание альтернативных марштуртов для транзитных грузов. Благо, недавно очень позитивную новость сообщили в Vale и ArcelorMittal.

ports.com.ua

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n