Оброблено суден: 22

В'ячеслав Вороной: Шість альтернатив російському транзиту

Заместитель главы Администрации морских портов Украины Вячеслав Вороной в колонке для сайта «Порты Украины» анализирует потенциальные источники транзитных грузов.

Транзит – это дополнительные грузопотоки, которые не зарождаются на территории Украины, но, при этом, положительно влияют на экономику. Влияют непосредственно через создание рабочих мест для портовиков, железнодорожников, сотрудников автомобильных дорог, а также через дополнительные (то есть в дополнение к существующим) налоговые поступления в бюджет.

Более того, если мы говорим о портовых сборах и доходах от перевалки транзитных грузов – то это валютные поступления, а значит укрепление национальной денежной единицы.

Транзитные возможности Украины при условии развитой инфраструктуры, конкурентных тарифов и упрощенной системы таможенных формальностей могут привлечь десятки млрд долларов США. И это не только традиционные транзитные российские грузы, но и альтернативные грузопотоки. В целом, потенциальные возможности Украины по привлечению транзитных грузов можно разделить на 6 категорий:

1) От портов Чёрного моря в направлении западных приграничных территорий. В основном это направление интересно для доставки руды и угля из ЮАР, США, Бразилии или Австралии для предприятий Центральной и Восточной Европы. Именно глубоководные украинские порты могут стать ключевым пунктом в данной логистической цепи. Потенциал этого направления экспертами оценивается в 6–7 миллионов тонн.

2) «Белорусский транзит». На сегодня основными конкурентами украинских портов в борьбе за транзит белорусских грузов (в основном нефтепродуктов и калийных удобрений) являются порты стран Балтии. При грамотном тарифном регулировании (порты, железная дорога, ставки стивидоров), потенциал этого направления может достигать 7 млн тонн в год. В том числе, реализация проекта по организации перевозок по р. Днепр путем развития транспортного коридора «Е-40», позволит Украине получить дополнительные преимущества в борьбе за данный транзитный грузопоток.

3) «Транзит по реке Дунай». Несмотря на то, что специфика портов Придунавья непосредственно связана с транзитом, большинство международных маршрутов обходят их стороной. Для развития этого направления всё внимание должно быть сосредоточено на восстановлении и развитии инфраструктуры. Это автомобильные дороги, железнодорожное сообщение, обеспечение достаточных глубин в портах. Полностью потенциал данного направления Украина сможет оценить после реализации всех указанных мероприятий.

4) «Новый шелковый путь». Перспективы данного транзитного пути, проходящего через Ильичевский порт трудно переоценить. На сегодня основной номенклатурой для отправок являются контейнеры. Интерес к проекту уже проявили как страны ЕС, так и Китай. По сути, название проекта говорит само за себя. Только на сегодня потенциал «Нового шелкового пути» можно оценить на уровне 1 млн тонн в год, но после проведения всей «домашней» работы в виде разработки удобных и конкурентных тарифов данную цифру можно значительно увеличить. Кроме того, уже сегодня присутствует дефицит паромов в направлении Грузии, а в это же время на причалах Ильичевского морского порта с декабря 2015 года простаивают 2 парома, которые были переданы на баланс ЦТС «Лиски».

5) Иранская и азербайджанская нефть и нефтепродукты. В июле 2016 года в вопросе привлечения азербайджанской нефти, как для транспортировки по трубопроводу, так и для перевалки по варианту «море-берег-море», были совершены значительные подвижки, в том числе, было инициировано предоставление скидки к портовым сборам в морских портах «Южный» и Одесса для танкеров, которые перевозят транзитную нефть. Развитие этого направления может значительно загрузить простаивающие наливные мощности портов региона. Однако, для запуска транспортировки нефти по трубопроводу необходимо решить ряд вопросов, как удаление консерванта из системы; закачка технологической нефти; достройка трубопровода на участке «Броды-Полоцк»; организация поставок. Ответы на эти вопросы смогут дать более четкую картину возможности начала транспортировок транзитной нефти через Украину.

6) «Молдавское и казахское зерно». Несмотря на бум в строительстве зерновых мощностей, наблюдаемый в последнее время, порты, по-прежнему, могут позволить себе кроме экспортных, обрабатывать и транзитные грузы. Для этого необходимо создать конкурентные тарифные условия по железной дороге.

Недавно Министерство инфраструктуры инициировало продление эксперимента по снижению ставок портовых сборов (кроме административного) на перевалку транзитных грузов на 50%. Однако, несмотря на обилие транзитных возможностей, вернуть грузопотоки в один момент по мановению волшебной палочки только снижением ставок невозможно.

Транзитные грузопотоки совершенно ошибочно сводить напрямую к снижению или увеличению ставок портовых сборов, ведь это только один элемент логистической цепи, наряду с фрахтовыми ставками, ж/д тарифами на перевозку, тарифами на стивидорные услуги, а также ситуацией на товарных рынках.

Нужны чёткие и стабильные, то есть неизменные годами правила игры, а также постоянные переговоры с клиентурой, чтобы у них появилось желание пересмотреть свои сложившиеся логистические цепочки, поверить украинскому правительству в создании благоприятных условий для бизнеса.

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n