Оброблено суден: 22

Чому АМПУ проти демонополізації лоцманської служби

Дискуссии о демонополизации лоцмании вызваны объемом рынка, считает Николай Севырин, начальник службы безопасности мореплавания АМПУ.

В СМИ активно обсуждается тема возможности создания в Украине частных лоцманских компаний. Руководитель Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс недвусмысленно негативно высказался против подобных инициатив. Постараюсь коротко прояснить, почему АМПУ выступает за существование единой государственной лоцманской службы.

В соответствии с действующим законодательством (постановление КМУ от 03.06.2013 № 405) лоцманская проводка судов и регулирование движения судов отнесены к категории специализированных услуг в морском порту, которые осуществляются субъектами естественных монополий и являются обязательными государственными услугами. Это предусмотрено также обязательствами Украины по международным договорам. И в Сводном перечне субъектов естественных монополий, который ведется Антимонопольным комитетом Украины АМПУ определена субъектом по предоставлению данных услуг. Их предоставляет филиал «Дельта-лоцман», где работают 160 морских лоцманов, количества которых достаточно для качественного и своевременного выполнения лоцманских проводок судов в морские порты Украины.

В то же время, согласно ст.19 Закона Украины «О морских портах Украины» и изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины (вступили в силу 13.06.2013 г.) лоцманские услуги исключены из круга исключительной компетенции предприятий государственного сектора экономики. Что и заложило предпосылки для этой дискуссии и создания лоцманских предприятий негосударственной формы собственности.

Несмотря на существующую практику предоставления лоцманских услуг частными компаниями в некоторых европейских странах, в большинстве ведущих стран Европы (Германия, Швеция, Финляндия, Эстония, Нидерланды и т.д) лоцманы работают в формате единственной лоцманской службы. Кроме того, 14 декабря 2016 года решением комиссии Европарламента, которые утверждают изменения к тексту Правил предоставления портовых услуг (Port Services Regulation (Recital 20a, article 11), в портах Европы эта отрасль провозглашена локально регулируемым видом деятельности, который должен быть освобожден от влияния принципов свободной рыночной экономики и конкуренции.

Учитывая опыт ведущих европейских стран, в АМПУ убеждены, что сфера предоставления лоцманских услуг не должна испытывать влияния конкуренции и их должна оказывать Единая государственная морская лоцманская служба. Это нужно для сохранения высоких стандартов предоставления лоцманских услуг, обеспечения безопасности мореплавания, охраны окружающей среды и человеческой жизни.

Чрезмерную остроту дискуссии определяет объем данного рынка. Иными словами, частному сектору доходы государства кажутся слишком существенными. В то же время, переход лоцманского дела в частные руки, в том числе компаний, аффилированных с частными морскими терминалами и портовыми операторами, будет иметь ряд негативных экономических последствий. АМПУ полностью или частично потеряет доходы от лоцманского сбора (среднегодовой чистый доход составляет до 800 млн гривен). Это может касаться и доходов, уже заложенных в проекте финансового плана АМПУ на 2017 год. Ежегодно потери государственного бюджета в результате этого шага будут составлять от 270–300 млн грн. Кроме того, совершенно очевидно, что частные компании не будут заинтересованы в работе в небольших портах.

Негативные последствия АМПУ видит в сфере безопасности мореплавания. Так, есть риск снижения качества предоставления лоцманских услуг и ухудшения общего положения безопасности судоходства. Кроме того, неизбежен конфликт интересов, поскольку предоставление лоцманских услуг будет происходить частными компаниями, аффилированными с определенными терминалами и портовыми операторами. А значит, есть опасения, что коммерческая выгода будет превалировать над общественным интересом в лоцманской деятельности. Не стоит отбрасывать и возможность возникновения угроз обладания лоцманскими компаниями иностранными гражданами, что также несет печать опасности.

Согласно ст.98 Кодекса торгового мореплавания Украины, ответственность за аварийные морские происшествия, произошедшие по вине морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет предприятие, работником которого является лоцман. Эта ответственность ограничивается размерами аварийного лоцманского фонда, который создается в размере 10% отчислений от сумм лоцманского сбора, поступивших в календарном году, который предшествовал аварии.

А при аварийном морском происшествии по вине лоцмана частной компании, ее ответственность фактически будет ограничиваться размером уставного фонда. Так что частная компания может объявить себя банкротом, а материальную ответственность вынужденно возьмет на себя государство.

Филиал «Дельта – лоцман» ГП «АМПУ» является членом европейской ассоциации морских лоцманов (EMPА), которая дает возможность на выгодных условиях страховать свои риски в ведущих европейских страховых компаниях. Частные лоцманские компании такой привилегии не имеют.

Мы предлагаем перестать спекулировать на этом вопросе, а сосредоточить усилия государственных органов и специалистов отрасли на следующих задачах:

1) закрепить законодательно предоставление услуг по лоцманскому проведению исключительно за госпредприятием путем внесения изменений в ст.19 Закон Украины «О морских портах Украины»;

2) провести совместную работу Мининфраструктуры и Антимонопольного комитета Украины по признанию сферы предоставления лоцманских услуг сферой естественной монополии;

3) ускорить сроки реализации мероприятий по реформированию государственной морской лоцманской службы.

Это позволит:

обеспечить высокое качество предоставления услуг и повысить уровень безопасности судоходства;
уменьшить ставки лоцманского сбора на 30% для повышения конкурентоспособности украинских портов;
обеспечить дальнейшее развитие лоцманской службы.
Выполнение лоцманских услуг предприятиями государственной формы собственности является гарантией реализации обязательств государства, вытекающим из международных конвенций по обеспечению сохранения человеческой жизни на море, охраны окружающей среды, безопасности, как таковой и экономической безопасности государства.

http://ports.com.ua

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n