Оброблено суден: 22

Простота та уніфікація: 7 питань про стандарти FIDIC

О внедрении стандартов FIDIC при реализации крупных инфраструктурных проектов в Украине говорят более 10 лет. Но только недавно в этом вопросе наметился определенный прогресс. Что же кроется за этой аббревиатурой?


Что такое FIDIC?

Аббревиатура FIDIC образована от начальных букв французского названия Международной федерации инженеров-консультантов (Fédération Internationale Des Ingénieurs-Conseils). Организация возникла в 1913 году с целью выработки единых стандартов в деятельности инженеров-консультантов. Штаб-квартира находится в Женеве, Швейцария.

Зачем Украине нужны стандарты FIDIC?

Контракты FIDIC используются в строительных проектах, особенно в тех, где задействованы международные компании. Также эти проформы очень часто используются международными финансовыми организациями при финансировании крупных проектов. Если Украина заинтересована в привлечении международных инвесторов, она должна внедрить эти контракты. Эти документы достаточно просты и не требуют составления отдельного договора с нуля. В контракте FIDIC прописывается сценарий взаимодействия заказчика и подрядчика, но обе стороны могут по взаимному согласию внести изменения в проформу.
Поскольку правила FIDIC известны во всем мире и они абсолютно прозрачны, то для Украины существенно расширяются возможности по привлечению средств международных финансовых организаций для финансирования строительства инфраструктурных объектов и глобальных дноуглубительных компаний, которые бы не рискнули работать в Украине без понятных и прозрачных стандартов составления контрактов. Отработанный годами четкий механизм дает гарантию, что деньги пойдут на дело, а стандарты качества будут соблюдены.
Это же привлекает и именитых международных операторов инфраструктуры, подрядчиков и строительные компании. Уже сейчас растущий интерес иностранных компаний к отдельным проектам дорожного строительства в Украине связывают с тем, что эти контракты реализуются на условиях FIDIC. Об этом же свидетельствует и то, что впервые на тендеры по дноуглублению в морпорту Южный, в которых учтены условия, FIDIC подалось 5 компаний-лидеров рынка мирового уровня.
Если Украина заинтересована в привлечении международных инвесторов и глобальных компаний — лидеров рынка, такие контракты необходимо внедрить.

Какие существуют виды контрактов FIDIC?

Первый типовой контракт FIDIC разработала в 1947 году для Всемирного банка. За более чем сто лет существования организации было создано несколько видов таких документов, которые неформально называются книгами в сочетании с определенным цветом (например, Красная книга, Зеленая книга, Серебряная книга и т. д.). Периодически FIDIC обновляет проформы документов, внося изменения в действующие стандарты или добавляя новые виды. Последние крупные обновления произошли в 1999 и 2008 годах. Основным признаком для классификации контрактов FIDIC является различие в функциях и принципах взаимодействия между заказчиком, исполнителем и инженером-консультантом.


Какие типовые договора FIDIC являются самыми распространенными?

Типовые договоры FIDIC разнообразны. В данный момент их насчитывается порядка 10. Четыре книги – Красная, Зеленая, Желтая, Серебряная – которые используются очень широко, образуют так называемую «радугу FIDIC». Но самыми популярными являются Красная и Желтая книги, которые используются с 1987 года.
Так, Красная книга («Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства») устанавливает, что проектирование осуществляется заказчиком либо привлекаемыми им консультантами и проектировщиками, владеющими соответствующими лицензиями. При этом инженер является представителем заказчика и координирует взаимодействие заказчика и исполнителя, а также соответствие процесса строительства требованиям проекта.
Желтая книга («Условия контракта на поставку оборудования, проектирование и строительство») предполагает, что проектировку осуществляет исполнитель, в соответствии с требованиями заказчика. Инженер обеспечивает управление проектом, согласовывая свои действия с заказчиком.


Кто такой инженер-консультант и зачем он нужен?

Инженер-консультант (супервайзер, контрактный администратор и др.) – неотъемлемый участник проектов, которые реализуются по контрактам FIDIC. Исключением является Зеленая книга («Краткая форма контракта»), предназначенная для краткосрочных или простых проектов с малым объемом инвестиций. Инженер является связующим звеном между заказчиком и исполнителем. Хоть он и представляет интересы заказчика, но должен сохранять нейтральность в своих суждениях. Его основная миссия – оценка производимых работ. Роль и полномочия инженера-консультанта определяет заказчик, что нашло отражение в разных видах книг FIDIC.

Как решаются споры согласно контрактам FIDIC?

Контракты FIDIC, в случае возникновения споров предполагают создание Совета по рассмотрению споров (Dispute Adjudication Board), в который входят от 1 до 3 представителей третьей компании. Этот орган, по сути, выступает посредником, или третейским судьей, и помогает в быстром разрешении конфликта без привлечения суда. Решение Совета является обязательным для обеих сторон. Если же оно не устраивает участников спора, тогда они могут обратиться в суд. Как показывает статистика, это случается только в 20% случаев. Большинство же споров заканчивается на уровне Совета.

Что мешало внедрению стандартов FIDIC в Украине?

В Украине контракты FIDIC применяются пока редко. Эксперты объясняют это нежеланием подрядчиков и заказчиков менять подходы при заключении сделок. Что касается государственных компаний, то внедрение стандартов FIDIC в их деятельности требует внесения изменений в законодательство. Прежде всего, это касается института инженера-консультанта, который в Украине только зарождается.
Вместе с тем, в Украине уже работает национальная Ассоциация инженеров-консультантов FIDIC, которая в прошлом году подписала с Мининфраструктуры соглашение о сотрудничестве по линии «Укравтодора». Кроме того, АМПУ в обновленной тендерной документации на дноуглубление в морпорту Южный отразила условия типовых контрактов FIDIC с учетом требований украинского законодательства.

http://cfts.org.ua/

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n