Райвіс Вецкаганс: «Я, як і кожна людина,— результат тисяч рішень»

В інтерв'ю «Центр транспортних стратегій» керівник АМПУ Райвіс Вецкаганс розповів про те, що вдалося зробити за перший рік, плани на поточний, а також про те, що робить його щасливим та свою родину.

 

— „На первом этапе было сложно, на втором — два раза останавливался, а вот с бегом — все сложилось“, — рассказывает Райвис об опыте участия в соревнованиях по триатлону.

Утро руководителя АМПУ Райвиса Вецкаганса начинается с пробежки в 6:30 утра. Просыпаться рано — это для него семейное. „Мы вообще утренние. Родители просыпаются в пять утра. Такой у нас биоритм. А еще мы все много работаем“,делится он.

С момента его назначения на должность прошел год, однако Райвис до сих пор в статусе исполняющего обязанности. Хотя тут проблема, скорее, не в нем — такова тенденция во всей транспортной отрасли. Министр инфраструктуры Владимир Омелян говорит, что это вопрос к Кабмину.

Говоря о результатах работы латвийского топ-менеджера за минувший год, министр отмечает, что они утешительные — в два раза увеличен объем капинвестиций, привлечены иностранные компании для проведения дноуглубления, подписан меморандум с ЕБРР на подготовку ТЕО концессионных проектов в порту Херсон и Ольвия. „Но это только начало изменений в отрасли, я ожидаю эффективную работу и далее“, — резюмирует он.

За этот год самым успешным и громким проектом Райвиса Вецкаганса стало дноуглубление в порту Южный китайской компанией СНЕС. Линь Тао, глава Представительства СНЕС в Украине, говорит, что с Вецкагансом работать очень легко — он способен найти подход к любому человеку, неважно, украинец он, или иностранец. „Мне кажется, как раз такая дипломатическая составляющая и должна стоять во главе развития портовой инфраструктуры Украины. Как поется в одной старой китайской песне, «большое плавание зависит от кормчего»“.

О том, что удалось и не удалось сделать за первый год, когда будет конкурс на аренду имущества в порту Черноморск, что делает Райвиса счастливым и с чем он завязал после триатлона, читайте в авторской рубрике „Люди дела“.

 
Еще до приезда я немного занимался с репетитором и спрашивал: как Вы думаете, через какой период времени я начну думать на другом языке?

Об успехах и латышском языке

2017 год был насыщен событиями, которые изменили вектор развития портовой отрасли. Мы предложили новый подход к расчету ставок портовых сборов, обеспечили их снижение для бизнеса и параллельно добились уменьшения уровня отчислений доходов АМПУ в бюджет, что дает нам возможность в дальнейшем по-прежнему направлять ресурсы на развитие портов. В прошлом году АМПУ дала старт крупным инфраструктурным проектам по реконструкции причалов и дноуглублению. Мы значительно расширили наше международное сотрудничество, заручившись поддержкой таких партнеров как ЕБРР, IFC, Администрация порта Роттердам, порта Пусан. Да, есть проекты, которые в силу объективных причин нам не удалось успеть осуществить в прошлом году, как, например, дноуглубление в портах Азовского региона, но в конце декабря мы объявили тендер, и эти вопросы будут решены уже в ближайшее время.

Я думаю на латышском языке и не могу сразу все свои мысли передать в слова. Наверное, писать было бы проще. Еще до приезда я немного занимался с репетитором и спрашивал: как Вы думаете, через какой период времени я начну думать на другом языке? Говорят, есть статистика, от шести месяцев до года. Но, есть люди, к которым это никогда не приходит. Когда я только вступил в должность, я очень надеялся, что для меня это будет более короткий период, чем никогда. Сейчас могу констатировать, что шести месяцев вполне достаточно.

 
У нас будет возможность использовать капинвестиции не с середины года.

Об амбициозной цифре и оптимизме

В финплан на 2017 год было заложено 3,9 млрд грн капинвестиций. По состоянию на конец года освоили 1,6 млрд грн. И это отличный результат, поскольку финплан на 2017 год был утвержден только в июле и реализацию проектов мы начали уже во втором полугодии. Для сравнения, за 2016 год было освоено всего 650 млн грн.

На 2018 год мы заложили еще более амбициозную сумму — почти 4,3 млрд грн. В конце декабря Кабинет министров утвердил финплан АМПУ на 2018 год, а значит, у нас будет возможность использовать капинвестиции не с середины года, а уже с первого квартала.

Я оптимист. И круг людей подбираю такой же.

 
В финплане на 2018 год заложили получение кредита в размере более 1,6 млрд грн.

О портовых сборах и дебюте

В этом году портовые сборы будут снижены во всех портах, кроме Усть-Дунайска, Измаила и Рени. В соответствии с предложением АМПУ, в новой методике предлагается предусмотреть возможность пересмотра портовых сборов раз в пять лет. А так как такая методика вообще внедряется в Украине впервые, в ней также будет предусмотрена возможность первые три года пересматривать ставки портовых сборов ежегодно.

Если говорить о достаточности финресурсов в связи с тем, что мы снижаем портовые сборы и уровень отчислений в бюджет, то мы в финплане на 2018 год заложили получение кредита в размере более 1,6 млрд грн. Это является самым правильным инструментом для привлечения капинвестиций в нормальной европейской практике. Раньше в Украине такой инструмент не использовали, так что у нас будет, можно сказать, дебют. Сегодня мы уже работаем с ЕБРР, ЕИБ, КfW и Эксимбанком Китая.

 
Я — Лев, и ориентирован на результат.

О налогах и знаке зодиака

В ближайшие пять лет нам надо инвестировать до 20 млрд грн в инфраструктурные объекты. В 2016 году сумма уплаченных дивидендов и налогов составляла 63% от доходов АМПУ. (Райвис встает из-за стола и подходит к комоду. Открывает несколько папок. Найдя нужную, возвращается и показывает пальцем на цифры, отмеченные розовым маркером. — ЦТС). Такая ситуация при необходимости инвестирования в поддержание глубин, реконструкцию гидротехнических сооружений, не говоря уже о развитии инфраструктуры — нетипична для других портов, в частности, европейских. Мы ведем дискуссию с Мининфраструктуры, правительством о том, что налоги обязательно необходимо снижать. Но поскольку исторически эти отчисления являются важными для формирования госбюджета, снижать их надо постепенно. Мы рады, что первый шаг в этом направлении уже был сделан, и с 1 января объем отчислений в бюджет снижен до 50%. Тем не менее, параллельно мы рассматриваем и другие инструменты в виде привлечения кредитов и грантов для развития инфраструктуры наших портов.

По знаку Зодиака я — Лев, и ориентирован на результат, поскольку именно результат работы делает меня счастливым. Когда его нет — есть внутренняя неудовлетворенность.

 
Одесса мне больше нравится. Там уютнее, но в Киеве больше драйва.

О Hutchison Ports и двух городах

По нашей информации и встречам с Hutchison Ports, компания подала заявку на аренду территорий и имущества, находящихся в тылу причалов 1–6 порта Черноморск. По аренде причалов заявка не подана и Hutchison Ports сегодня еще рассматривает эту возможность. Они оценивают эффективность и целесообразность аренды причалов. Еще в конце прошлого года комиссия Министерства согласовала заявку Hutchison Ports на аренду территории в порту Черноморск. Прогнозируем, что конкурс на аренду имущества состоится к середине 2018 года. DP World еще изучают возможности для реализации инвестпроектов в Украине и, предполагаю, конкретизируют свои намерения в начале года. Портовый оператор DP World зашел на украинский рынок посредством дочерней компании P&O Maritime, которая будет оказывать буксирные услуги в порту Южный.

Одесса мне больше нравится. Там уютнее, но в Киеве больше драйва. Работать на два города нелегко, но сегодня мы стараемся сконцентрировать усилия в Киеве.

 
Мое утро начинается с пробежки. Я живу недалеко от Министерства.

О бетонной дороге и триатлоне

АМПУ работает над обновлением Стратегии развития морских портов до 2038 года. В ней мы делаем акцент на синхронизацию развития портов с развитием ж/д и автодорог. Нам не настолько важно, будет это асфальтная или бетонная дорога. Для этого есть специалисты, которые могут сказать, строительство какой из них более оптимальное в соотношении „цена-качество“. Нам важно, чтобы это строительство было скоординировано, и мы могли бы инвесторам объяснить, что при инвестировании в порты вы сможете транспортировать грузы и по ж/д, и по автомобильным подъездным путям в нужном направлении.

Мое утро начинается с пробежки. Я живу недалеко от Министерства. У нас есть своя группа здоровья, мы встречаемся каждое утро в 6:30. Люди тут довольно активно бегают, но конечно, не так, как в Европе. А вот плавание и велосипеды мне не нравятся. В Латвии очень популярны полумарафоны и триатлоны. Я один раз участвовал в триатлоне: 300 м вплавь, 16 км на велосипеде и 4 км бега. Это был единственный раз. На первом этапе было сложно, на втором — два раза останавливался, а вот с бегом — все сложилось. После этого в моей жизни остался только бег. Позже добавился еще большой теннис.

 
Экспорт и импорт более управляемы, чем транзитный груз, который политизирован.

Об агросекторе и геополитике

Определенная конкуренция в агросекторе уже сегодня присутствует. По нашим данным, до 2020 года запланировано 38 проектов, 13 из них уже в стадии реализации. Если эти проекты будут реализованы, то избыток мощностей наступит уже в ближайшее время. Сегодня снижение транзитного груза компенсируется агробизнесом. В ближайшие годы тенденция роста будет сохраняться, но мы должны мониторить риски по увеличению мощностей агросектора, поскольку сегодня проектов больше, чем ожидается прирост грузооборота в ближайшие годы.

Я считаю, что при сегодняшней геополитической ситуации мы должны ориентироваться на экспорт и импорт. Это те процессы, которые более управляемы, чем транзитный груз, который политизирован. Отправители больше ориентированы на перевалку через свои порты. Мы же видим, что решение Министерства о снижении на 50% ставок на перевалку транзитных грузов дало незначительный эффект. У меня есть горький опыт транзита в Латвии, где он с каждым годом снижается. Есть, конечно, географические направления, которые мы можем стараться развивать, например, Беларусь по нефтепродуктам и контейнерным перевозкам, или привлекать грузы из Китая по Шелковому пути. Но опять-таки это политика, гарантии этого грузопотока нет.

 
Приоритет номер один в этом году — поддержание паспортных глубин в портах Мариуполя и Бердянска.

О глобальных целях и дноуглублении

Глобальные цели по отрасли — усовершенствование законодательства о портах (проект закона № 7385), обновление Стратегии-2038 и утверждение ее на Кабмине, Методика расчета портовых сборов и порядок ее применения, которые должны вступить в силу с 2019 года. Плюс приватизация маленьких портов. Цели в рамках основной деятельности АМПУ — это реализация инфраструктурных проектов, поддержание глубин и ремонт гидротехнических сооружений в портах, утверждение Стратегии развития АМПУ и обновление флота.

По дноуглублению приоритет номер один в этом году — поддержание паспортных глубин в портах Мариуполя и Бердянска. Далее — завершение проектов дноуглубления в Южном (MV Cargo и подходной канал), реализация дноуглубления в акватории и на подходном канале в порту Черноморск. В целом, планируем в 2018 году провести необходимое дноуглубление равномерно во всех портах.

Мы пытаемся определить центры компетенции с точки зрения тендерных комитетов. На сегодняшний день эффективность Южненского филиала при организации предыдущих закупок доказана — тендеры состоялись, экономия подтверждена, подрядчики работают, претензий от участников и госорганов нет. Поэтому мы приняли решение провести тендер по дноуглублению в Черноморском порту на базе Южненского филиала для гарантированной эффективности, других причин нет.

 
Дети начинают задавать такие вопросы, ответы на которые мне и самому дать нелегко.

Про пять лет отрасли и пятерых детей

Какой я вижу отрасль через пять лет? С точки зрения грузооборота — мы сдержанно оптимистичны. Все будет зависеть от развития экономики государства, но чудес ждать не стоит. Мы должны быть нацелены на стабильный прирост, а также на прозрачный процесс привлечения инвестиций через приватизацию или концессию. По итогам прошлого года вышли на небольшой плюс — порядка 1%, до уровня 133 млн тонн.

Мы видимся с семьей два раза в месяц. Поскольку сегодня очень большой объем работы, и свободного времени попросту нет, я не вижу смысла перевозить семью в Украину. Более того, у меня большая семья (Райвис тянется за фотографией в рамке, которая стоит у него на рабочем столе и с гордостью показывает своих детей. Пятерых. Два мальчика и три девочки. — ЦТС). — это было бы проблематично и дорого. Старшему сыну — 17 лет. Самому младшему — 3. Всего — пятеро детей, и я счастлив, когда вижу, как они развиваются и взрослеют. Начинают задавать такие вопросы, ответы на которые мне и самому дать нелегко. Любимое занятие с детьми? У нас есть загородный дом. Мы любим проводить время на природе.

ships-ukr

ports-forum

Investment

banner-spectema

baner

anticorruption

gmd18 250x85 RU

summit-2018

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2018 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n