Роль АМПУ в розвитку портової галузі України

Для эффективного развития портов в Украине, грамотного управления госимуществом и привлечения инвестиций в отрасль в 2013 году было создано государственное предприятие «Администрация морских портов Украины» (ГП «АМПУ»). Сегодня АМПУ входит в число крупнейших государственных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны. О результатах работы предприятия, его роли в развитии и перспективах портовой отрасли Украины в интервью ИА «АПК-Информ» рассказалРайвис Вецкаганс , руководитель ГП «АМПУ».

В ведении Администрации морских портов Украины находится 13 портов от Мариуполя до Рени, а также 3 судоходных канала: Бугско-Днепровско-лиманский канал (БДЛК), Херсонский морской канал (ХМК) и Глубоководный судоходный канал (ГСК). Всего АМПУ принадлежит 263 причала общей протяженностью более 40 км.

- В чем главная цель создания АМПУ? Кого Администрация морских портов Украины видит в качестве своих непосредственных партнеров?

- Напомню, что, согласно закону о портах, порт – это, по сути, акватория, в которой работают различные терминалы и в будущем предприятия. С 2013 г., года создания, АМПУ работает с одной целью – сделать портовую отрасль Украины привлекательной для инвестиций, создать благоприятные условия для работы портов в целом и перевалочных терминалов в частности.

Ведь именно через морские порты осуществляется значительная часть украинского экспорта и, в первую очередь, продукции агропромышленного комплекса. Топовые направления экспорта – это страны Западной Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Понятно, что без морских портов, без развитой портовой инфраструктуры успешные, эффективные экспортные поставки туда просто невозможны.

В качестве партнеров мы видим всех портовых операторов, экспедиторские компании, агротрейдеров, контейнерных операторов и других участников рынка, а также финансовые институты, которые заинтересованы открывать финансирование под новые проекты в портах. Декларируемая Министерством инфраструктуры и АМПУ политика предусматривает полный выход государства из стивидорной деятельности путем привлечения профессиональных портовых операторов. Бизнес будет использовать сам порт в качестве гарантии отгрузки продукции через наши гавани. Со своей стороны, мы стремимся создать все необходимые условия именно для рыночного регулирования взаимоотношений между представителями портовой отрасли.

- Какие порты лидируют на данный момент, в том числе по отгрузке зерновых?

- За последние пять маркетинговых сезонов объем экспорта зерновых вырос с 22,1 млн. тонн до 43,9 млн. тонн, т. е. практически на 100%. Эти цифры говорят о стабильном росте грузооборота в портах. Если выделять среди портов лидеров по пропускной способности и мощностям, то первое место принадлежит порту Южный. На втором и третьем местах Николаев и Одесса соответственно. Если же говорить о лидерстве по фактическим объемам отгрузки зерновых, то первенство принадлежит порту Николаев, который по итогам 2017 года перевалил более 9 млн. тонн зерна.

- Можете ли Вы привести конкретные проекты по развитию портовой отрасли, реализуемые АМПУ совместно с частными инвесторами?

- К концу 2017 года в морских портах Украины было 12 проектов в стадии реализации и еще 20 – в стадии планирования. Большинство из них – это совместные проекты АМПУ и частных инвесторов. Среди таких проектов следующие:

- строительство перегрузочного зернового комплекса в тылу причала 1-з в районе Андросовского мола Одесского порта. Проект реализуется компанией «Бруклин-Киев». Партнером проекта выступает компания Louis Dreyfus Company Suisse S. A. Строительство финансируется Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). С нашей стороны был объявлен тендер на достройку причала 1-з и определен подрядчик, который выполнит работы. Реализация проекта позволит компании увеличить пропускную способность минимум на 1,2 млн. тонн за счет получения возможности обрабатывать суда типа «Panamax» с осадкой до 11,5 м;

- в порту Николаев планируется строительство универсального перегрузочного комплекса на запроектированном причале № 8. Причал как гидротехническое сооружение строится за счет порта и останется в государственной собственности. Строительство береговой части комплекса и приобретение перегрузочной техники будут осуществляться за счет инвестора;

— строительство зернового терминала на территории ГП «Мариупольский морской торговый порт». Реализация проекта позволит увеличить мощности по перевалке практически всех с/х грузов. Первый этап строительства финансируется ГП «ММТП», второй этап – частным инвестором. Построенный зерновой терминал войдет в число немногих государственных;

— развитие комплекса по хранению растительных масел и продуктов переработки масличных культур в морском порту «Черноморск». В результате мощности по переработке наливных грузов увеличатся на 0,5 млн. тонн, шрота – на 1,0 млн. тонн, зерновых – на 2,0 млн. тонн в год. Строительство комплекса финансируется компанией Risoil S. A.;

— строительство причала № 25 и перегрузочного комплекса зерновых культур в морском порту «Южный». Дноуглубительные работы и возведение нового причала финансируются ГП «АМПУ». Строительство перегрузочного комплекса финансируется компанией M. V. Cargo Ltd.

- По словам представителей компании «Бруклин-Киев», завершению строительства перегрузочного зернового комплекса в тылу причала 1-з в районе Андросовского мола Одесского порта препятствует не только задержка строительства причала со стороны АМПУ, но и отсутствие у ОМТП пакета разрешительной документации на территории, образовавшиеся после демонтажа старого здания, попавшего в пятно застройки. Когда АМПУ планирует создать все необходимые условия (завершить строительство причала и подготовить документы на образовавшиеся территории) для введения компанией «Бруклин-Киев» в эксплуатацию двух оставшихся фаз проекта?

- АМПУ заинтересована как можно скорее закончить мероприятия для успешной реализации этого проекта. Ввиду того, что обязательством нашего предприятия в указанном проекте является создание соответственной причальной инфраструктуры, АМПУ предусмотрено почти 300 млн. грн. (если быть точным − 295,9 млн. грн.) инвестиций для завершения строительства данного объекта. Параллельно с этим идет процедура утверждения откорректированной проектной документации и выбор подрядчика.

- Какие из вышеперечисленных проектов планируется завершить в ближайшее время?

- Однозначно можно сказать, что в 2018 году будут запущены три новых терминала: перегрузочный комплекс зерновых культур мощностью 5 тыс. тонн в год в морском порту «Южный»; зерновой терминал в тылу причалов 1–4 в морском порту Бердянск проектной мощностью 500 тыс. тонн и третий проект − терминал мощностью 500 тыс. тонн по перевалке сельскохозяйственной продукции в морском порту «Ольвия».

- Планируются ли какие-либо изменения законодательства для облегчения работы портовых операторов, для привлечения инвесторов в портовую отрасль Украины?

- Да, безусловно. В первую очередь, изменение договора о доступе портового оператора к причалу. Это основной документ, по которому стивидорная компания работает в порту. Если раньше этот договор заключался сроком до 1 года, то сейчас мы инициируем его заключение до 3 лет с автоматической пролонгацией. Это будет определенной гарантией резервирования порта для инвестора и позволит ему увереннее вкладывать средства в развитие портовой инфраструктуры.

Еще одна очень важная новация – снижение с 1 января 2018 года портовых сборов до 20%. Этим мы повышаем конкурентоспособность отечественных портов среди морских портов Черноморского бассейна и, как следствие, привлекаем дополнительный грузопоток. Акцент в формулировке снижения портовых сборов именно до 20% обусловлен тем, что не во всех портах снижение сборов возможно. К примеру, если снизить портовые сборы в портах на Дунае, то с учетом молдавского транзита эти портовые администрации станут полностью убыточными.

В законе о концессии, который сейчас активно обсуждается и, надеемся, вскоре будет принят, четко и понятно прописаны политика, юридические условия государственно-частного партнерства в Украине. Это позволит усилить участие бизнеса в инфраструктурных проектах. К сожалению, на данный момент в Украине нет подобной успешной практики передачи в концессию объектов в портах. Хотя в европейских странах именно концессия является основополагающим инструментом. Поэтому АМПУ для развития государственно-частного партнерства предлагает ввести возможность изменения договора аренды на концессию без конкурса, сокращать срок от момента проектного предложения или инициирования проекта концессии до подписания договора. Плюс ко всему, АМПУ стремится получить от Министерства инфраструктуры и Министерства экономического развития право выступать концессиедателем, в том числе и целостных имущественных комплексов (ЦИК), включающих в себя объекты государственных стивидорных компаний. Мы хотим формировать ЦИК именно на балансе АМПУ и потом его вместе с причалом передавать потенциальному концессионеру.

Кроме того, АМПУ инициировано обновление Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года. Наши цели – определение концептуальных основ формирования государственной политики планирования и развития портовой отрасли, повышение эффективности использования имеющихся мощностей в морских портах и сбалансированное развитие новых. На данный момент необходимый проект документов по пересмотру стратегии уже составлен и направлен в Министерство инфраструктуры.

- В ноябре прошлого года были достигнуты договоренности между АМПУ и администрацией порта Роттердам о сотрудничестве в части консультаций по методике расчета портовых сборов, которые были снижены с начала 2018 года согласно вступившему в силу постановлению Кабмина. Новая методика расчета портовых сборов разрабатывалась уже совместно с представителями порта Роттердам? Или их участие планируется в будущем, и методика расчета портовых сборов еще будет пересматриваться?

- Да, действительно, в ноябре прошлого года делегация АМПУ приняла участие в семинаре, организованном посольством Нидерландов в Украине. Семинар финансировался за счет средств посольства и посвящен изучению опыта и лучших практик порта Роттердам в сфере портовых сборов и ценообразования, функций капитана порта и безопасности судоходства, моделей управления портами и успешных кейсов по проведению дноуглубительных работ. По приезде нами было подготовлено и отправлено письмо на имя директора порта Роттердам с просьбой рассмотреть возможность предоставления технической помощи (консультаций) по следующим направлениям: 1) функции капитанов морских портов; 2) портовые сборы; 3) модели портового управления. Методика расчета портовых сборов разрабатывалась без участия коллег из порта Роттердам. В то же время, мы планируем привлекать экспертов порта с целью проведения консультаций по этим вопросам в будущем.

- Какие перспективы для портовой отрасли Украины в целом и портовых операторов в частности открывает сотрудничество с портом Роттердам?

- В 2018 году мы планируем пригласить экспертов порта Роттердам в Украину. В ходе посещения планируются технические визиты в украинские порты, а также встречи с представителями транспортного комитета Верховной Рады Украины. Во время данных визитов проведем ряд ворк-шопов в области методологии расчета портовых сборов, политики ценообразования и практики аренды/концессии.

- Также в ноябре 2017 года АМПУ подписала меморандум о взаимопонимании с администрацией порта Пусан с целью изучения возможностей инвестиций в развитие портовой отрасли Украины и последующего увеличения объемов импорта и перевалки. Расскажите подробнее о пользе участия порта Пусан и, в частности, Корейского института морских исследований в развитии портовой отрасли Украины.

- В ноябре прошлого года АМПУ приняла участие в пятой Международной конференции порта Пусан (BIPC 2017). Мероприятие было впервые проведено в честь 10-летия управления порта Пусан (BPA) в 2013 году и является единственной конференцией в Корее, специализирующейся на портовой индустрии. В событии приняли участие ведущие эксперты и специалисты в сфере портов и глобальной логистики, которые обсудили проблемные вопросы развития и пути их решения. Собственно, за видением экспертами трендов глобальной логистики, частью которых является Украина, мы и ездили туда.

Как раз в рамках этого визита между АМПУ и администрацией порта Пусан и был подписан меморандум о сотрудничестве. Кроме вопросов привлечения инвестиций, грузопотоков, меморандумом предусмотрено привлечение технической помощи экспертов Корейского морского института для осуществления исследований и разработки Генерального плана развития морских портов Украины, что обеспечит подготовку комплексного анализа современного состояния функционирования всего морехозяйственного комплекса, а не отдельных портов, позволит сформировать перспективные направления их развития комплексно с развитием автотранспортных и железнодорожных путей.

- Увеличение объемов перевалки сельскохозяйственных грузов, в том числе и транзитных, подразумевает развитие новых направлений международной логистики. Какие из них Вами рассматриваются как наиболее перспективные?

- На сегодня пропускная способность морских портов Украины составляет примерно 260 млн. тонн, а фактическая их загрузка по результатам деятельности в 2017 году – порядка 133 млн. тонн. То есть потенциал портов используется всего на 50%. Поэтому мы рассматриваем все возможные пути привлечения дополнительных и транзитных, и импортных, и экспортных грузопотоков.

- Что Вы можете посоветовать портовым операторам для сохранения своих позиций на рынке и для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающийся конкуренции?

- На мой взгляд, оправданным будет повышение сервиса предоставления услуг, формирование конкурентной тарифной политики, правильность и надежность в планировании и прогнозировании своих грузопотоков, наличие долгосрочных контрактов, как с поставщиками, так и потребителями.

www.apk-inform.com

ships-ukr

ports-forum

Investment

banner-spectema-ukr

baner

anticorruption

gmd18 250x85 RU

summit-2018

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2018 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n