Корпоратизація АМПУ: Навіщо це потрібно?

Кабінет міністрів схвалив можливість корпоратизації АМПУ, відповідно — вже наступного року держпідприємство може отримати новий статус і можливості. Серед них — спрощення залучення кредитів, прозоре управління за колегіальним принципом, впровадження світових практик розпорядження майном, спрощення процедур закупівель.

Мы попросили в Администрации морских портов Украины подробнее рассказать, зачем же госпредприятию нужна корпоратизация? В АМПУ дали свои пояснения.

Реализация госполитики собственности

В октябре 2018 года правительством были утверждены Основные принципы внедрения политики собственности в отношении государственных компаний. Согласно этим принципам, особо важным для экономики страны считается предприятие стоимость активов которого превышает 2 млрд грн или 1,5 млрд грн годового чистого дохода. Такие предприятие должны быть преобразованы из государственных унитарных предприятий в акционерные общества, 100% акций которых принадлежит государству. АМПУ является особенно важным для экономики Украины предприятием как по стоимости активов, так и по размеру годового чистого дохода.

Реализация Национальной транспортной стратегии

Текущий статус АМПУ ограничивает его хозяйственную деятельность в части оперирования земельными участками и в целом не позволяет реализовывать положения Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года.

Согласно стратегии, дальнейшие этапы реформирования портовой отрасли предусматривают переход АМПУ к модели управления «порт-лендлорд», согласно которой администрация порта имеет право предоставлять инвесторам земельные участки (или другие объекты) для строительства или реконструкции морских терминалов, а инвесторы имеют право оперировать построенными терминалами в течение определенного времени, по истечении которого могут или продлить действие договора, или вернуть земельный участок вместе с терминалом в государственную собственность.

Международный опыт
 

Более половины портовых администраций стран ЕС являются корпоратизированными коммерческими структурами. Примерами таких компаний являются Port Gdański Eksploatacja S. A. (Польша), The Port of Rotterdam Authority Ltd. (Нидерланды), Port of Antwerp Authority (Бельгия), Hamburger Hafen Und Logistik AG (Германия), North Sea Port (Бельгия, Нидерланды), Maritime Ports Administration S. A. Constanta (Румыния) и др. Такие компании функционируют в соответствии с принципом самофинансирования, имеют коммерческий и предпринимательский характер, нацелены на увеличение доли рынка и привлечение частных инвестиций. Они также могут разделять уровень влияния государственных органов через участие в правлении или наблюдательном совете администрации порта, выплаты дивидендов по сравнению с классическими портовыми администрациями — государственными предприятиями.

 
Ограничения в сфере корпоративных отношений
 

Правоспособность государственных предприятий ограничена в сфере корпоративных отношений. Таким образом, имея организационно-правовую форму унитарного предприятия, у АМПУ отсутствует возможность создания дочерних предприятий, покупки корпоративных прав и т. д., которая есть в распоряжении государственных портовых корпораций — активных игроков на международном рынке портовых терминалов, таких как DP World (ОАЭ), Port of Antwerp Authority (Бельгия), PSA (Сингапур) и др.

Ограничение работы с МФО, банками и инвесторами

Международные финансовые организации, банки и инвесторы неохотно сотрудничают с предприятием, которое фактически не владеет своими активами. В первую очередь это касается обеспечения кредитов на реализацию инфраструктурных проектов. В перспективе пяти лет АМПУ совместно с инвесторами намерена реализовать инфраструктурные проекты, которые обеспечат создание и модернизацию портовых мощностей объемом годовой перевалки почти 35 млн т. Инвестиционные расходы ожидаются на уровне 30,5 млрд грн, из которых 26 млрд грн — частные инвестиции. Однако, реализация этих проектов возможна только при совместной работе АМПУ (дноуглубление, причальная стенка и т. д.) и инвестора (наземная часть, перегрузочная инфраструктура). Для этих целей АМПУ необходимо соответствующее финансирование. В среднесрочной перспективе необходимый портфель капинвестиций со стороны АМПУ составляет около 20 млрд грн.

Статус ГП не позволяет выступать стороной договоров аренды/концессии

В европейских странах практика передачи имущества (земли) в аренду/концессию портовыми администрациями на определенный срок является широко распространенной. В структуре доходов европейских портов поступления от сдачи в аренду (концессию) имущества (в т. ч. земельных участков) варьируются в пределах 30-50% от общего показателя доходов, что делает их одним из ключевых источников дохода. Например, общий доход порта Гамбург в 2016 году составил 185 млн евро, из которых 50,8% — выручка от аренды активов. Возможная корпоратизация АМПУ позволит предприятию самостоятельно оперировать имуществом на платформе ProZorro и в результате увеличивать поступления в государственный бюджет в виде налогов и дивидендов, при этом контролируя выполнение арендатором (или концессионером) социальных, инвестиционных обязательств непосредственно в порту.

Для этого необходимо рассмотреть возможность передачи в уставный капитал предприятия причалов, что существенно расширит возможности АМПУ по эффективному использованию и развитию портовой инфраструктуры. Поскольку государство не единственный собственник такой категории объектов, справедливо было бы уровнять возможности АМПУ и частных морских терминалов в распоряжении своим имуществом.

cfts.org.ua

ships-ukr

ports-forum

Investment

ecology-urk

baner

anticorruption

АДМІНІСТРАЦІЯ МОРСЬКИХ ПОРТІВ УКРАЇНИ

© 2013 — 2018 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Ми в соціальних мережах

n-ayt-n