ТОП-10 приоритетов портов Европы для новой власти в ЕС

Меморандум ESPO по портовой отрасли определяет десять сфер деятельности, которые по мнению специалистов являются важнейшими для развития портовой отрасли Европы на следующие пять лет.

В течение 23–24 мая 2019 года в г. Ливорно состоялась ежегодная конференция Европейской организации морских портов, тема которой в этом году была ― «Европейские порты в новом мире». Участниками мероприятия стали более 300 участников из государств-членов ЕС и других стран.

Во время мероприятия Секретариатом ESPO было объявлено о завершении подготовки Меморандума ESPO по портовой отрасли. Этот документ определяет десять приоритетов, десять сфер деятельности, которые по мнению специалистов являются важнейшими для развития портовой отрасли Европы на следующие пять лет. Особенно учитывая общеевропейские выборы, которые приведут к формированию нового состава Европейской Комиссии, новый состав Европейского парламента и нового видения Европы.

Многие из определенных ESPO приоритетов актуальны и для украинской портовой отрасли. Часть из них уже прописана в программе «Ukrainian Ports are Going Green», разработанной специалистами Администрации морских портов Украины. Другие, безусловно, найдут отражение в Белой книге (White Paper) приоритетов в морской отрасли, создание которой недавно во время Ukrainian Ports Forum 2019 в Одессе анонсировал комитет по логистике Европейской бизнес ассоциации. Определение таких приоритетов именно сейчас очень важно, ведь Украина, как и ЕС, проходит этап изменения политического ландшафта, но это не должно отражаться на долгосрочных проектах развития транспортной отрасли.

Так что давайте посмотрим на то, что считают первоочередным в Европейской организации морских портов.

Приоритет 1. Администрации портов в Европе являются ключевым элементом портовой системы.

Европейские администрации портов сейчас являются коммуникаторами между клиентами, портовым сообществом и широким рядом стейкхолдеров. В течение законодательного периода 2014–2019 гг. были предприняты важные политические шаги в обеспечении европейского портового сектора надежной и стабильной правовой базой, которая успешно учитывает сложную роль руководящих органов порта, постоянно меняется. Обновленное регулирование портовых услуг устанавливает принципы прозрачного финансирования, поступающего из государственного бюджета, и предусматривает базовые условия привлечения стейкхолдеров и субъектов хозяйствования в портах. В том числе предусматривается право администрации порта самостоятельно определять размер и структуру сборов для развития портовой инфраструктуры и возможность вести индивидуальные переговоры со своими клиентами.

Приоритет 2. Портовые административные органы продолжают быть гибридными.

Порты Европы являются гибридными с разных точек зрения. Они становятся более автономными и коммерчески ориентированными. В то же время администрации портов выполняют общественные задачи и берут на себя больше социальных обязательств. Кроме того, лишь малая часть европейских портов принадлежит частным субъектам, большая часть управляется администрациями, акции которых принадлежат различным уровням власти. Структура портовых доходов состоит из портовых сборов, концессионных платежей, доступа к причалу и иногда от предоставления услуг операционной деятельности.

В связи с этим портовые сборы должны рассматриваться как существенные доходы для администраций портов, поскольку они составляют до половины доходов портов. Поэтому скидки, предоставляемые портовыми администрациями на портовые сборы для определенных категорий судов в пределах своих финансовых возможностей, должны толковаться как добровольное, индивидуальное решение администраций портов в соответствии со стратегией порта, региональных приоритетов (например, экологических проблем).

Приоритет 3. Инвестирование в европейские порты является инвестированием в конкурентоспособность Европы.

Инвестиционная политика ЕС должна признать, что большинство европейских портов объединяет коммерческие и общественные интересы. Администрации портов осуществляют инвестиции при медленной окупаемости проектов. Сейчас инвестиционные потребности европейских портов достигают €48 млрд в ближайшие десять лет, при этом в 65% инвестиций нуждаются основные инфраструктурные объекты, включая инфраструктуру морского доступа и транспортное сообщение с внутренними территориями Европы. Кроме того, многие порты играют передовую роль в инновациях и инвестируют в сферы, для которых рынок пока не существует.

Приоритет 4. Ключевой связью между портами и логистическими центрами стран является мультимодальное сообщение.

В значительной степени успех морского порта зависит от его мультимодального сообщения с внутренними территориями Европы. Основываясь на руководящих принципах Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) до 31 декабря 2030 года, основные морские порты должны быть соединены с железной дорогой, автомобильной дорогой и, где это возможно, внутренним водным транспортом.

В связи с этим 18% инвестиционных проектов, запланированных администрациями портов в ближайшие десять лет, являются проектами транспортного сообщения с внутренними территориями и развития инфраструктуры для беспрепятственного мультимодального сообщения в порту. Еще 5% проектов касаются инвестиций в интермодальные/мультимодальные терминалы в портовой зоне и за ее пределами.

Приоритет 5. Диджитализация усиливает роль портов как координаторов логистических цепочек поставок.

Цифровизация транспорта, логистики и цепочек поставок повысит эффективность, защиту, безопасность и экологические показатели. Она также может играть важную роль в управлении портовыми активами. Контролируя реальные состояние инфраструктуры и потребности в ее обслуживании, порты могут рационализировать и приоритизировать инвестиции в поддержку и развитие инфраструктуры. Кроме того, одним из приоритетов диджитализации является внедрение European Maritime Single Window Environment в сотрудничестве между властью, морскими и таможенными органами на национальном и на уровне ЕС, которое унормирует и упростит взаимосвязь между участниками логистических цепочек поставок.

Приоритет 6. Декарбонизация: требуется участие всех.

IМО должна разработать стратегию и меры по осуществлению энергетического перехода (перехода к возобновляемой энергетики), энергоэффективного и устойчивого развития, что уменьшит выбросы углекислого газа и использование невозобновляемых энергоресурсов. Дополнительно планируется усилить инвестиции в порты, которые способствуют укреплению роли и внедрению альтернативных видов топлива и источников энергии в экономике и общественной жизни. Первым приоритетом для портового сектора в этом отношении является развертывание мероприятий по сокращению выбросов в соответствии с программами, целями и планами по декарбонизации. Кроме того, программа энергетического перехода может предложить новые возможности для бизнеса в определенных портах (возобновляемые источники энергии, биопромышленность, развитие биоелектростанций по улавливанию и хранению углерода).

Приоритет 7. Качество воздуха в центре отношений между портами и городами.

В течение последних четырех лет качество воздуха является главным экологическим приоритетом европейских администраций портов в отношениях с городами. Учитывая снижение выбросов SOx, NOx и CO2, необходимо разработать постепенный, но обязательный план перехода на более чистые виды топлива, который обеспечивает как качество воздуха, так и декарбонизацию. ESPO просит новую власть ЕС начать обсуждение внедрения зоны контроля выбросов в ЕС в тесном сотрудничестве со всеми стейкхолдерами и пересмотреть законодательство с целью софинансирования инвестиций в создание пунктов электроснабжения для судов на причалах (OPS) и LNG-заправок.

Приоритет 8. Европейские порты стремятся максимально способствовать открытой торговой среде.

Через морские порты осуществляется около 75% торговли Европы с миром и более одной трети внутриевропейской торговли. В связи с чем для европейских портов приоритетным является открытая торговая среда. Это возможно при условии сильной и объединенной Европы, способной справиться с торговыми и геополитическими вызовами современности и завтрашнего дня. В результате, одной из задач политиков является внести изменения в сеть TEN-T для обеспечения торговли в рамках ЕС-27, в случае выхода Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии из Европейского сообщества, а также продолжать играть ведущую роль в ВТО с учетом адаптации и обновления существующих правил, чтобы обеспечивать равные условия для всех торговых партнеров. Кроме того, ESPO считает, что опубликованные 12 марта 2019 года принципы и условия взаимодействия между ЕС и Китаем являются конкретной стратегией, которая должна быть реализована в ближайшее время для содействия двусторонней торговле.

Приоритет 9. Порты и граждане: сохранение права на деятельность.

Увеличение способности граждан выразить свою обеспокоенность в значительной степени влияет на экономический, социальный и политический ландшафт. 91% европейских портов расположены в/или очень близко к городской территории. Из-за этого европейские порты могут функционировать и развиваться только в том случае, если они получают право на деятельность от местной общины. Чтобы получить это право, они должны быть прозрачными по своей деятельности, влиянию на окружающую среду, а также по их роли и вкладу в решение существующих проблем. Сегодня все более и более европейские порты демонстрируют свою прозрачность и природоохранную деятельность через независимую оценку третьей стороны и аудит.

Приоритет 10. Формирование политики ЕС.

ESPO подчеркивает необходимость согласования и координации действий между разработкой и внедрением транспортной политики и другими политиками на уровне ЕС (окружающая среда, таможня, конкуренция, энергетика, морские дела, исследования). Лучшая координация на очень ранней стадии формирования политики позволит избежать развития конфликтующих целей и мероприятий и будет способствовать более последовательной и эффективной политике.

Владимир Шемаев, начальник отдела стратегического планирования ГП АМПУ

Источник: Порты Украины

АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ УКРАИНЫ

© 2013 — 2019 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Мы в социальных сетях

n-ayt-nLinkedIn_logo-nslideshare-n